Самый смелый портовый проект 2021 года ориентирован на экспорт и снабжение нефтяных платформ. Инициатор Михаил Скигин предлагает инвесторам доли.

Концессионное соглашение о строительстве порта на Сахалине, чьим инициатором выступил основной владелец "Петербургского нефтяного терминала" Михаил Скигинна днях подписали глава Федерального агентства морского и речного транспорта Андрей Лаврищев и генеральный директор контролируемого Скигиным  ООО "Многофункциональный грузовой район" Алексей Ферт. Соглашение одобрил и премьер-министр Михаил Мишустин.

Концессионное соглашение предполагает строительство портового комплекса на границе Макаровского и Поронайского районов Сахалина для обслуживания судов, перевалки угля, нефтепродуктов и газового конденсата. Общий объем инвестиций в проект составит около 35 млрд рублей. При этом из федерального бюджета на обустройство инфраструктуры будет выделено 3,96 млрд. Мощность нефтеналивного терминала составит до 5,5 млн т в год, терминала газового конденсата – до 2,8 млн т, угольного терминала до 5 млн т. Объект концессионного соглашения будет находиться в собственности Российской Федерации. Концессия позволит инвестору пользоваться им в течение 49 лет.

- Михаил, вопрос о вашем проекте решился с такой скоростью и на таком уровне - вы чувствуете себя самым успешным бизнесменом России?

- Есть смешной анекдот. Еврея спрашивают в аэропорту: "Вы откуда прибыли?", а он: "Что вы такое говорите? Какие прибыли? Одни убытки!". Если серьезно - нет, конечно. Все тянулось довольно долго и непросто. В России самые успешные бизнесмены - носители массово востребованных ноу-хау в области IT-технологий. Их проекты действительно способны масштабно реализовываться в относительно короткие сроки.

- Вы имеете в виду, что в России стоит держаться подальше от всего, что требует согласования с органами государственной власти?

- Нет, согласования с государством есть везде, не только в России. И везде это порой не самые быстрые процедуры. Многим кажется, будто в других странах бюрократические машины другие, но они везде примерно одинаковые. Проект строительства порта на Сахалине родился много лет назад, и только сейчас получил официальный зеленый свет. И тут без согласований никак.

- Как родился проект?

- Его предложил рассмотреть мой бизнес-партнер Роман Белоусов. Идея показалась интересной, но, познакомившись с ней, я понял, что понятия не имею, что же такое Сахалин. Сел в самолет и прилетел сначала просто посмотреть на него. Цены, люди, местность - все очень интересно, а с точки зрения экономики это немножко государство в государстве. Я бы сказал, достаточно успешное государство: там все есть, ценник бодрый почти на всё. Видно, что часть средств от добываемых на острове ресурсов поступает в местный бюджет, и очевидна нехватка логистики – а на ней я, как говорится, уже собаку съел. С этой точки зрения Сахалин показался мне весьма интересным и перспективным местом. С тех пор прошли годы - и вот, подписано концессионное соглашение.

- Кстати, про нехватку логистики. Там же моста нет, который связал бы остров с материком.

- Про мост мы вообще пока не говорим. Проект задумывался из-за активной добычи на острове и около него полезных ископаемых. Новый порт – это, прежде всего, площадка для логистики расположенных у его восточного побережья нефтегазовых платформ. Сегодня, чтобы доставить на платформу, где работают сотни людей, продукты питания или комплектующие, уходит три дня морского пути. Сумасшедшие затраты. Чтобы снабжать платформы всем необходимым, суда должны из существующих портов Сахалина ходить регулярно сутками, а место нового порта располагается гораздо ближе - от него до платформ примерно полдня морского пути. Это уже интересно, это постоянный спрос на логистику, и там уже есть клиенты.

- Вы готовы строить порт ради нескольких сотен человек?

- Нефтегазовые платформы - это еще и оборудование, технологии, там постоянно проходят какие-то работы, требуются комплектующие, буровой раствор и так далее. Именно с этого началась идея. Кроме того, на Сахалине собираются развивать и увеличивать добычу нефти и газа - там тоже нужна новая инфраструктура для хранения и экспорта.

В последние годы 60–65% доходов бюджета Сахалинской области обеспечивали шельфовые проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2", реализуемые с помощью соглашений о разделе продукции. Сахалинская область вышла в ряд наиболее обеспеченных регионов страны в 2013–2014 годах. Тогда в областной бюджет начали поступать средства от двух нефтегазовых проектов, реализуемых консорциумами иностранных компаний и российских "Газпрома" и "Роснефти". Благодаря особому налоговому режиму средства от продажи нефти и газа зачислялись напрямую в региональную казну, минуя федеральный центр. Летом 2020 года глава правительства Михаил Мишустин поручил Минэнерго РФ и компании "Роснефть" проработать вопрос о возобновлении добычи нефти на Сахалине

- Так на Сахалине уже есть несколько портов.

- Остров Сахалин - это почти тысяча километров в длину, от Южно-Сахалинска до Поронайска три с половиной часа езды. Наш порт окажется ближе остальных ко всем скважинам - это очень эффективно с точки зрения экспортной логистики.

- Вы говорите об экспорте того, что будут добывать на острове. А если планы по добыче не сбудутся?

- Пока все идет, как запланировано. Не вижу причин, чтобы случилось по-другому.

- А откуда возьмется в вашем будущем порту все необходимое для доставки на платформы?

- Паромом до Южно-Сахалинска - это достаточно большой город, где, в принципе, все есть - а оттуда машинами либо по железной дороге до нового порта.

- А уголь? Он заявлен в проекте в качестве отдельного терминала.

- Это следующий этап развития проекта. Угольную часть пока рассматриваем как перспективную.

- Ваш проект предполагает работу на "вход"? Планируете что-то через него ввозить - или только вывозить?

- Терминал снабжения нефтегазовых платформ можно использовать и для импорта.

- Но в целом проект экспортный?

- Пока да.

- Любой разговор о новом портовом терминале приводит к вопросу о грузовой базе. У вас есть по этому поводу какие-то предварительные договоренности с владельцами будущих грузов?

- Предварительные договоренности есть по всем видам грузов. Но говорить подробно пока не готов. Это конфиденциальная информация.

- А что с соинвесторами? Они будут?

- Очень надеюсь, но, предвосхищая ваш вопрос, скажу: пока их нет. Такие переговоры ведутся после подписания концессионного соглашения, когда становится понятно, что государство проект одобряет и поддерживает. Переговоры начнутся довольно скоро - думаю, основные инвесторы появятся в ближайшие полгода. Наше предложение - доли в компании-инвесторе - ООО "Многофункциональный грузовой район". Мы готовы остаться в миноритариях, а остальное уступить инвесторам.

Инвестором сахалинского проекта выступает ООО "Многофункциональный грузовой район". Компания зарегистрирована в декабре 2017 года в Сахалинской области, основной владелец (45%) - кипрская TPD Holding Limited, в равных долях принадлежащая Михаилу и Евгению Скигиным. 35% долей МГР владеет бизнесмен Роман Белоусов, еще 20% - московское ООО "Русдор-Финанс", которое принадлежит москвичу Алексею Строганову и уроженке Лодейнопольского района Ленобласти Ольге Хромченко, кого СМИ называют хорошей знакомой министра финансов России Антона Силуанова.

- Лично вы какую сумму готовы, фигурально выражаясь, вынуть из кармана, чтобы вложить в проект?

- Сейчас не отвечу, это станет понятно после переговоров с банками и с будущими соинвесторами. Но, уверяю вас, уже сделано довольно много и потрачено тоже - несколько миллионов долларов. Пока требовались сравнительно небольшие инвестиции, в основном, в бумажную работу и на зарплаты сотрудникам, но ситуация скоро изменится.

- Строительству порта будет как-то содействовать министр финансов Антон Силуанов?

- Я убежден, что все должно происходить в рамках закона и, честно, не представляю ситуацию, когда какой-либо министр или ведомство станут влиять на бизнес-проект вне установленных законом процедур. Особо подчеркну, что, когда мы договаривались о вхождении компании "Русдор-Финанс" в уставный капитал "Многофункционального грузового района", Ольга Хромченко не была её совладелицей. Сам "Русдор-Финанс" – партнер проекта, и свои обязательства по нему выполняет. Что касается отношений между акционерами "Русдор-Финанс" – вопрос не ко мне.

- А проект порта у вас есть?

- Конечно - предварительный. Детального пока нет – он будет разрабатываться. К  строительству планируем приступить года через два-три, к тому моменту все подготовим.

Лев Годованник, для 47news