47news поговорил с простым деревенским мужиком, обвиненным в убийстве под Выборгом. Дело зашло в суд на словах того, кто пошёл на сделку со следствием. 

Ленинградский областной суд 22 апреля вынес оправдательный приговор 43-летнему жителю Новгородчины Алексею Крайневу. Он обвинялся в убийстве, совершённом группой. Санкция до 20 лет. Дело слушалось присяжными - они единодушно ответили, что вина не доказана. Крайнев из простых, живёт в деревне, подрабатывает, где может.  

В бытовке карьера "Перовский" неподалёку от посёлка Гаврилово Выборгского района Ленобласти 7 февраля 2019 года было найдено тело рабочего с 17 ножевыми. Задержаны двое других работяг - Алексей Крайнев и Виталий Сайфуллин. Последний пошёл на досудебное соглашение и сообщил, что ударил жертву один раз, остальные 16 - ныне оправданный. Сговорчивый быстро получил 8 лет и стал ключевым свидетелем обвинения.

Версия Алексея: сидели втроём, выпивали. Виталий вышел, а вернулся с окровавленным ножом и сказал, что порезал человека.

47news поговорил с оправданным. Даже оправданным дважды. В первый раз присяжные вынесли такой вердикт в октябре прошлого года, но прокуратура обжаловала.  

- Сколько вы пробыли в изоляторе? И в каком? - уточнил 47news.

- Двадцать месяцев без двух дней. Год в Выборге, восемь месяцев на "Крестах" в Колпино.

- Раньше доводилось?

- В 2001-м за разбой сел, вышел в 2009-м, судимость погашена.

- То есть быт не поразил. Какие мысли были после задержания?

- До конца надеялся, что Сайфуллин правду скажет. У меня даже поэтому поначалу нестыковки были в показаниях. Всего не говорил поначалу, ждал, что одумается он. Когда первый раз на приговор ехал, то думал, ну всё, десятка моя. Когда огласили, что оправдан, меня аж затрясло. Такая радость. Думал, как же домой-то хочется.

- Что вам следователь говорил? Предлагал признать?

- Говорила, на тебя же показывает Сайфуллин, признавай. Досудебка, пол срока скостит суд. Бланки даже быстро-быстро нашли.

- Были мысли согласиться?

- Ну, я же не убивал. Зачем? И статья такая нехорошая. Был бы виновен, то признал бы. Но я уже был уверен, что осудят. У меня были припасены письма Путину и Жириновскому о помиловании. 

- А Жириновскому-то зачем?

- Да мне в камере сказали, что один парень написал ему, и пять лет скинули. 

- Как семья отреагировала? Верили вам?

- И Наташка (жена), и тёща сразу сказали: "Лёшка невиновен".

- Как на вас присяжные смотрели? С любопытством, подозрением, отторжением? Вы их, кроме как в кино, видели раньше?

- Никогда не видел. А что мне делать было, если мне сказали - посадят стопудово. Хорошо адвокат подсказал. Восемь человек было основных, четверо запасных. Вопросы они по теме задавали - что, где, когда. Было видно, что не просто посидеть пришли.

- Что посоветуете тем, кто в таком же положении оказался?

- Не виноват - не признавай. Надо до конца идти.

- Чем сейчас на жизнь зарабатываете?

- С женой картошку и свёклу перебираем в соседней деревне.

- Компенсацию требовать собираетесь? И если да, то сколько?

- Да я не знаю даже, адвокат говорит - надо. Тысяч двести-триста, наверное, - задумчиво подсчитал собеседник.

По словам адвоката Крайнева, члена Адвокатской палаты Ленинградской области Светланы Прудниковой следствие представило в качестве доказательства исключительно показания, пошедшего на досудебное соглашение.

- Нож не нашли. Крови на одежде моего подзащитного не обнаружили. Сайфуллин после совершения преступления скрылся, ввел следствие в заблуждение, давал противоречивые показания, а закончил оговором. Суд принял справедливое решение, - уверена защитница.  

Отметим, что на практике логика следствия и прокуратуры линейная - один осуждённый по тяжкой статье хорошо, а два ещё лучше. Не секрет и то, что за реабилитанта и следствию, и надзору грозят внутрикорпоративные выволочки. Поэтому логично, что в карточке областного суда 30 апреля появилась запись о новом обжаловании прокуратурой решения присяжных.  

Виктор Смирнов,
47news