Видовую перспективу Московского проспекта заслонит мост высотой под два десятка метров. Пулковскому меридиану может стать дурно. Строители ссылаются на деньги и проезд первых лиц.

Широтная магистраль скоростного движения в будущем должна вынырнуть из Петербурга во Всеволожском районе и примкнуть к трассе "Кола". Пока же начаты работы на первом участке — от развязки Западного скоростного диаметра в створе Благодатной улицы до Витебского проспекта. Строительство оформлено как Витебская развязка ЗСД.

Стоимость самого сооружения оценивается в 27 млрд, а вместе с подготовкой территории — в 39,4 миллиарда рублей, сообщал Смольный. Стоимость проекта 400 млн рублей.

Ранее проектом подразумевалось, что переход через Московский проспект будет одноярусным, пройдёт на месте и на уровне нынешнего жд моста рядом со станицей метро "Электросила". Но недавно гендиректор компании-проектанта АО "Институт “Стройпроект” Алексей Журбин, рассказал ДП:  готовится корректировка, развязка будет двухъярусной, что сократит количество земельных участков для выкупа. На сайте компании можно увидеть как проектировщики видят эту конструкцию. Подобная уже реализована — это двухъярусный мост через Морской канал в составе южной эстакады ЗСД.      

Фото: Stpr.ru

По данным 47news, на рынке говорят, что пока неофициально против объекта выступает главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев. Мост может перекрыть перспективу, известную как Пулковский меридиан — панорамно состоящего из Пулковского шоссе и Московского проспекта. Хотя и известно, что, во-первых, в районе ж/д моста Московский делает изгиб, во-вторых, на местности эта линия отклоняется от меридиана на полтора градуса. Но при этом, вид от Московских ворот линеен до обелиска на площади Победы (расстояниешесть километров).Наиболее наглядно это понятно на кадрах, снятых с высоты триумфальной арки.      

Фото: Майкл Огнев

На фото с земли видно, что в случае если на месте жд-моста появится “этажерка”, то перспектива, скажем так, сильно изменится.

Фото: Майкл Огнев

Путепровод окружной железной дороги был перестроен в 1954-1955 годах. Ширина 27 метров, длина 40. Высота — около шести метров.

А вот как примерно будет выглядеть панорама с учётом новых реалий.

47_bridge2.jpg

Повторим: похоже, перспектива возведения, действительно, вызывает неприятие у тех, кто должен ставить подпись на согласованиях. Можно предположить почему — конструкция будет существенно выше нынешнего ж/д моста и, исходя из логики, приведёт к значительному изменению архитектурного облика одной из главных магистралей Петербурга.

В комитете по градостроительству и архитектуре сообщили, что председатель комитета — главный архитектор Григорьев находится на больничном. 47news официально задал вопрос, оценивал ли комитет последствия решения строить двухъярусную конструкцию с точки зрения видовых характеристик Московского проспекта. Если да, то к каким выводам пришли специалисты. Если же нет, то по какой причине.

Председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Андрей Левакин на звонки не ответил. В его пресс-службе сообщили, что видовые характеристики находятся вне зоны компетенции комитета. "Мы занимаемся только вопросами подготовки территории под строительство, например, выкупом земли", — ответили в ведомстве. В ООО "Магистрали Северной столицы" (является оператором ЗСД) сообщили, что видовые характеристики проекта не оценивали: "Это не к нам, а в АО "ЗСД". Они заказчик проекта".

Гендиректор АО "ЗСД" Дмитрий Карлик рассказал нашему изданию, что варианты рассматриваются разные.

- Проектант, вроде, высказался вполне определённо — корректировка проекта, два яруса, — уточнил 47news.

- Повторюсь, рассматриваются разные варианты, — ответил собеседник.

Гендиректор АО "Институт "Стройпроект" Алексей Журбин ответил на вопросы нашего издания.

- Оценивали, как повлияет двухуровневая развязка на вид Московского проспекта?  

- Оцениваем не мы, а КГИОП (комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры - ред.)

- Они своё заключение предоставили?

- Еще в процессе, рассматривают.

- Можно взглянуть на всю визуализацию?

- Без разрешения заказчика не можем предоставить. Понимаете, до заключения КГИОПа не хочу, зачем поднимать волну-то? Начнется...кому-то что-то не понравится и прочее. Давайте заключения дождёмся? Потом выдадим вам.

- Ваше мнение тоже важно. Проект масштабный.

- Мы считаем, наш вариант с точки зрения архитектуры достаточно кропотливо проработан. С точки зрения КГИОПа охраняется панорама на Московские ворота, начиная с Рощинской улицы.

- Она совсем близко, — вставил 47news, ведь чуть более ста метров.

- Да, недалеко. Но видовая панорама на Московские ворота распространяется после железнодорожного путепровода, а не до него. Все зоны ГИОПа соблюдены.

- А как насчёт возможного нарушения панорамы так называемого Пулковского меридиана?

- Насчёт охраны Пулковского меридиана не слышал. И я не понимаю. Вы когда едете, вам его и так перекрывает существующий низкий путепровод, — удивляется собеседник.       

Фото: Угол с Благодатной. Фото: Майкл Огнев

- На площади Победы был применён тоннельный проход. Рассматривался такой вариант?

- Рассматривался. Получилось на восемь миллиардов дороже. А у нас речь идёт о федеральном финансировании, где каждый миллион на счету. И потом, тоннель — это же пешеходный переход под Московским. Тоннель имеет протяжённость, необходимо перенести коммуникации. Во-вторых, мы предварительно согласовывали этот вариант с ФСО, и они нам его не согласовали.

- Проезд первых лиц?

- Это правительственная трасса, — подтвердил собеседник.

- Не опасаетесь, что эта эстакада может стать в публичной плоскости неким раздражителем, наподобие прошлых планов построить "Лахта центр" на Охте?

- Честно говоря, не думаю. У нас есть прецедент на проспекте Стачек, там такой же ж/д мост проходим справа и слева высокими эстакадами. Ничего страшного не случилось. Вообще, это вкусовой взгляд. Да, современная трасса вторгается в сложившуюся застройку. Вопрос в том, чтобы она эстетически выглядела не так страшно, как, допустим, в Нью-Йорке.

- Какая высота двухъярусной эстакады?

- Мы укладываемся в высотный регламент, высота 18 метров. 18 метров — это пятиэтажка.

В КГИОП сообщили 47news, что заявление о выдаче заключения о соответствии материалов проектной документации по подключению ЗСД к Широтной магистрали скоростного движения с устройством транспортной развязки с Витебским проспектом  поступило в 9 марта. "В настоящее время находится на рассмотрении", — отметили в ведомстве.

Алексей Журбин уточнил, что ожидает заключение КГИОП на следующей неделе.

Виктор Смирнов,
47news

Справка:

Первый этап Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) от подключения к ЗСД до Витебского проспекта оформлен как развязка Западного скоростного диаметра, соответствующее допсоглашение город и "Магистраль Северной столицы" подписали в конце 2020 года. Протяженность развязки составит около 2,6 км, пропускная способность — до 70 тысяч автомобилей в сутки, движение предусмотрено по шести полосам со скоростью до 110 км/час. По большей части, из-за большого количества инженерных сетей идти придется эстакадой. Предполагается насыпать 208 тысяч кубометров грунта, установить 203 опоры. Появится четыре км знакомых по ЗСД шумозащитных экранов и 2,5 км — остекления.