Где строить энергоблок и как хранить "урановые хвосты" - уже депутатского ума дело, решил коммунист Кузьмин. Он пока единственный в ЗакСе, кто не прочь взять Ленобласть за атомное ядро.

Депутат от КПРФ Николай Кузьмин вспомнил популярный советский плакат - "лучше сегодня быть активным, чем завтра радиоактивным". И он подготовил законопроект. Называется - "О регулировании отдельных вопросов использования атомной энергии на территории Ленинградской области". Новация сулит преимущества парламентариям там, где не обойтись без знака трёхлистного клевера радиационной опасности.

Народный избранник предлагает наделить себя и коллег дополнительными полномочиями по согласованию предложений о размещении на территории Ленобласти разного рода объектов с приставкой радио. Тут хранилища и захоронения радиоактивных веществ и отходов, пункты хранения ядерных материалов и места размещения ядерных установок. При принятии решения о выводе ресурса атомной энергии из эксплуатации тоже придётся получать согласование от депутатов.

Попутно инициатива предлагает определиться, за что именно в непростой сфере отвечает комитет госэконадзора, а за что комитет по природным ресурсам. Одни тематические правовые акты заточены под одну структуру, другие под вторую, а в итоге нет такого слада, как в талантливом семействе Пьера и Марии Кюри.

Как стало известно 47news, атомный законопроект 10 марта был рассмотрен на комиссии по ЖКХ и ТЭК Заксобрания Ленобласти. С головой погружаться в ядерную глушь коллеги Кузьмина не захотели. Трое проголосовали против, а четверо воздержались. Теперь в парламенте просто скажут, что профильная комиссия инициативу не поддержала.

Как рассказал журналисту председатель комиссии Михаил Коломыцев, при принятии решения отталкивались от двух моментов. Во-первых, среди депутатов ЗакСа Ленобласти нет ни одного квалифицированного специалиста по ядерной сфере. Это факт. Во-вторых, атомная энергетика — это полностью федеральная повестка, за которую отвечает "Концерн Росэнергоатом".

- Я понимаю, если бы у нас какие-то частные операторы были, но всё государственное. Получается, что это процесс ради процесса. Зачем вставлять палки в колёса нашей атомной отрасли? Вот, например, наш ЗакС что-то не согласует, а дальше что? Стоп правительственный проект? Мы так можем и космосом заняться, полётами на Луну. Почему нет, - заявил 47news Коломыцев. Получалось что-то типа "Уважаемый редактор! Может, лучше — про реактор? Про любимый лунный трактор?", но только наоборот.

В период полураспада законопроект вступил немногим ранее. Свое заключение о нём уже подготовил и направил председателю Заксобрания Бебенину губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. "Таким образом, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию законодательных актов в области использования атомной энергии не предусмотрены", - расщепил он инициативу коммуниста Кузьмина. А в рецензии прокуратуры Ленинградской области и вовсе указывается, что предлагаемое регулирование "содержит коррупциогенные факторы".

47news спросил депутата Кузьмина, а почему он решил выступить с такой инициативой. Он рассказал, что это произошло не вдруг и не в связи с выборами. Законопроект готовил полтора года. Кроме этого, существует 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии". Он подразумевает, что федеральный центр должен согласовывать свои планы с субъектами, но порядок этот не определен. Депутат предложил свой вариант.

Он напомнил, что на ЛАЭС уже остановлены два реактора РБМК, однако, где будет размещён графит, накопивший радиацию, так и непонятно. Но, что до ввода новых ВВЭР-1200, то он понимает, что они нужны.

- Я за последовательное обсуждение. Да, нужны замещающие мощности, да, старые реакторы своё отработали, но я хочу знать, куда уйдёт то, что накопилось. И не только я, но и ветераны атомной отрасли. А когда говорят, что всё решает Москва... Но в "Росатоме" люди при принятии решений зависимы от высокой зарплаты, - рассказал Кузьмин.

Депутат считает, что вполне компетентен в вопросе, отметив, что в день трагедии на Чернобыльской АЭС как раз был дежурным по Сосновому Бору. Попутно он напомнил, что как раз Чернобыльская была единственной АЭС в Союзе, которой руководили из Минэнерго, тогда как остальными ведали специалисты-атомщики из Министерства среднего машиностроения.

Александр Калинин
47news

 

КОНТЕКСТ

Ядерно-радиационная инфраструктура Ленинградской области на сегодняшний день состоит из нескольких объектов. Крупнейший ядерный центр региона — город Сосновый Бор, где расположена Ленинградская АЭС. Там постепенно выводятся из эксплуатации энергоблоки РБМК первой станции и запускаются энергоблоки ВВЭР-1200 второй.

Также в Сосновом Бору расположен ФГУП "НИТИ им. А.П. Александрова", где испытывают корабельные ядерные энергетические установки. В институте эксплуатируются два исследовательских реактора, а ещё два выведены из эксплуатации. Ещё в Сосновом Бору расположено отделение северо-западного филиала ФГУП "Федеральный экологический оператор". Ещё год назад эта структура называлась "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО". Ещё одна часть атомграда — завод АО "Экомет-С", который работает с твёрдыми радиоактивными отходами.

Буквально в феврале президенту Путину в прямом эфире показали, как в Гатчине выводят на энергетический режим работы нейтронный реактор ПИК. Там расположена площадка петербургского института ядерной физики НИЦ "Курчатовский институт" - ПИЯФ. Но ещё в 1959 году здесь же состоялся физический запуск исследовательского реактора ВВР-М.

Заодно транспортная инфраструктура Ленобласти используется для доставки ядерных материалов и радиоактивных веществ для профильных предприятий. Специальные возможности для работы с такими грузами есть в портах Высоцк и Усть-Луга. Именно через последнюю стал доставлять в Россию европейские "урановые хвосты" сухогруз "Михаил Дудин".