Товарищ Петра I построил в Колтушах церковь для крестьян, а коммунисты её взорвали "по просьбам общественности". Показываем редкие письма в Синод от ровесника прокуратуры.
В Колтушах 2 марта на 35-метровую высоту был поднят 10-тонный шатёр из меди — его филигранно установили на строящийся храм Петра и Павла. Конструкция конусообразной формы аналогична по функции куполу, но древнее по генезису. По церковным канонам, этап символический — всё венчается крестом, будь то человек при рождении или при бракосочетании. Та же смысловая точка для колтушской церкви — малый купол с крестом, что поставлен на шатёр.
Если точнее, речь о храмовом комплексе. Нижняя часть — храм Петра и Павла, верхняя — Ильи Пророка. Говорят, до XV века там стояла церковь имени этого святого. Восстановление современной началось десять лет назад, затем затихло и возобновилось в 2019.
Рядом стоит деревянная церковь — первая попытка в конце 90-х воссоздать взорванную каменную. В 1964 её обрушили "по просьбам общественности". Даже договор и калькуляция на взрывные работы сохранились. На этом месте построен универмаг. Он и сейчас там, вновь выстроенный храм рядом.
Если отмотать плёнку до 1937 года, то тогда был расстрелян последний настоятель, протоиерей Иоанн Вишневский. С ним канули и службы, часть прихожан раздавили арестами. А если провалиться ещё на сотню лет, в 1839-й, то именно тогда постройка стала каменной и обрела черты позднего классицизма. Деревянную же церковь священный Синод разрешил построить ещё столетие назад, в 1733 году.
А годом ранее мыза Колтуши была пожалована императрицей Анной Иоанновной 49-летнему графу Павлу Ягужинскому. Дипломат и член Верховного тайного совета был любимцем Петра Великого. В том числе, организовывал все ассамблеи-пирушки императора и сам принимал в них деятельное участие. Но вошёл в историю, когда в 1722 году стал первым генерал-прокурором России. Тогда же, то есть без малого 300 лет назад, ведомство и было учреждено Петром — основной целью была борьба с опостылевшим казнокрадством.
47news показывает редкие архивные документы — доношения от Петербургского духовного правления в адрес Синода, датированные июлем 1733 года. В них просьба санкционировать строительства храма на территории Колтушской мызы. Инициатор — Ягужинский. Аргументация — до ближайшей церкви на Охте 15 вёрст и с окормлением паствы всё швах. Приводим письма и адаптированные выдержки.
"В весеннее и осеннее время за великими грязьми и за болотами в оную Мызу священники с Охты для всяких мирских треб не ходят, давно отказались, а иных церквей в близости не имеется. И желает оной господин в помянутой Колтушской мызе построить церковь деревянную во имя святых апостолов Петра и Павла".
Ягужинский собирается поддерживать новый храм:
"При той церкви содержать священника с причетниками, которым на пропитание дастся земли в вечное владение, пашни 15 четвертей, сена 30 копен, да сверх того по осьмнадцати рублей в год, ...попу с причетниками подводы, огороды и под церковное кладбище сверх оной земли, что Святейший Синод благоволить отпустить".
"От дому господина Графа Павла Ивановича Ягужинского без оскудения также и потребное для священнослужителей церковное вино, и ладан, и свечи, и на просфоры мука и прочее, что надлежит из его ж господского дому".
Разрешение было получено, церковь построена. Граф Ягужинский ушёл из жизни через два года. А из учебников до сих пор доносится его самая яркая реплика. Якобы раздраженный тотальным казнокрадством Пётр потребовал от Сената принять закон — кто украдёт у государства сумму больше цены куска верёвки, будет на ней же повешен. Сенаторы загрустили. Встал Ягужинский и ответил, мол, не останется царь у вас ни одного подданного. "Мы все воруем, кто больше, кто меньше", — говорят, так сформулировал генерал-прокурор. Император опешил, на законе настаивать не стал.
По словам настоятеля колтушского храма, протоиерея Артемия Литвинова, кто и нашёл в архивах документы, установленный шатёр венчает самые крупные строительные работы на храмовом комплексе.
- Окна есть, тепло есть, крыша и кровля тоже. Я считаю, что за два года сделано очень много. Дальше загадывать не могу. Будем собирать деньги на продолжение строительства, — говорит священник.
По его словам, основной жертвователь — местная строительная компания. Уже потрачено 25 млн рублей, в том числе шатёр с установкой — около 6 миллионов. На возведение стен понадобилось 12 фур газобетона. Общая площадь 1400 квадратных метров. В итоге будет выглядеть так:
Кстати, прокурору Ягужинскому было бы чем заняться сегодня на своей мызе. По словам настоятеля, несколько лет назад некие пройдохи умудрились переписать землю под храмом, но атаку удалось отбить. Но это другая история.
Виктор Смирнов,
47news
Если вы хотите помочь достроить храм, сделать это можно на сайте прихода.
Документы и фотографии предоставлены настоятелем колтушского храма, протоиереем Артемия Литвиновым.