Совладелец "Петербургского нефтяного терминала" впервые приоткрыл бенефициаров компании. "ПНТ" сливает непрофильные активы.

С 12 февраля принадлежавшие "Петербургскому нефтяному терминалу" 99,01% компании "Русинвест" перешли, по данным СПАРК, в собственность ООО "Управление инвестициями". Ее основной вектор - деятельность холдинговых компаний. Это совсем свежая фирма, она учреждена 15 января 2021 года двумя кипрскими офшорами - Mobalco Holding Limited и Tujunga Enterprises Limited. По данным госреестра Кипра, оба принадлежат компаниям из Панамы. 0,99% "Русинвеста" остались у кипрской Moorpark Limited также с панамскими хозяевами.

Moorpark - судовладелец, нефтеналивные танкеры речного класса для которого, в частности, строит нижегородский завод "Красное Сормово". В России этими судами оперирует самарская "Прайм Шиппинг", принадлежащая "Роснефти" и Сбербанку. В Мировом судовом регистре в качестве адреса Moorpark Limited указан адрес самарского оператора.

Про Mobalco и Tujunga российское медийное пространство умалчивает.

Кипрские владельцы "Управления инвестициями" отметились в СПАРКе еще дважды. В последний раз в тот же день, 15 января 2021 года, они учредили в Петербурге ООО "Управление активами" с аналогичным вектором про холдинги. Июлем 2015 года СПАРК датирует вхождение Mobalco и Tujunga в акционерный капитал ПНТ с долями по 27,73% акций каждый.

"Данные СПАРК устарели. Сегодня "Петербургский нефтяной терминал" принадлежит только Mobalco Holding Limited и Tujunga Enterprises Limited, чьи конечные бенефициары не раскрываются… ", - объяснил автору статьи председатель совета директоров ПНТ Михаил Скигин.

"Русинвест" никогда не попадал в медийное пространство, у него нет даже ни одного судебного процесса в арбитражах. Но компания заслуживает внимания благодаря сухим цифрам СПАРКа - штат сотрудников 3 человека, в 2019 году активы оценивались в 1,2 млрд рублей, доходы - 54 млн. Как сообщили 47news в пресс-службе ПНТ, "через "Русинвест" шло финансирование других бизнесов акционера терминала". Именно такая формулировка: "акционера" - в единственном числе. Безусловно, речь идет о Михаиле Скигине.

Неформально источник в ПНТ рассказал 47news, что "Русинвест" - очень особенная компания, как раз то исключение, которое подтверждает правило. А правило приписывают еще бывшему генеральному директору терминала Александру Дюкову, занимавшему этот пост в конце 90-х. Суть: ПНТ не входит в уставный капитал никаких компаний во избежание рисков, связанных с возможной субсидиарной ответственностью за их ошибки. До 12 февраля у терминала были две "дочки": "Русинвест" и ООО "Вега Финанс" (чистые активы на 2019 год 300 млн). О последней в пресс-службе ПНТ отозвались осторожно: "Эта дочка занималась инвестициями в низкорискованные финансовые инструменты", - и просили не спрашивать о подробностях.

Михаил Скигин конкретизировал: "Вега Финанс" скоро тоже сменит учредителя - место ПНТ займет второе созданное в январе "Управление" - ООО "Управление активами".

"Перед стартом проекта по реконструкции старой части терминала ПНТ проводит корпоративные мероприятия по оптимизации структуры бизнеса. Это делается для облегчения привлечения кредитных средств от финансовых организаций под проект реконструкции. Банки могут не одобрить непрофильные активы на балансе терминала. ООО "Русинвест" было как раз непрофильным активом. "Вега Финанс" тоже будет выведена за периметр ПНТ…", - заявили в пресс-службе терминала.

По словам Михаила Скигина, "Русинвест" кредитовал непрофильные для ПНТ бизнес-проекты - строительство платных железнодорожных переездов, 3D-принтинг, порт на Сахалине. Бизнесмен говорит, что общий объем кредитов, выданных компанией на эти проекты, исчисляется в 20 миллионов долларов, а большая стоимость активов "Русинвеста" как раз и определяется обязательствами по этим кредитам.

Михаил Скигин рассказал 47news про текущее состояние проектов. Первый платный железнодорожный переезд начнет в ближайшее время строиться в Подмосковье. Для строительства порта на Сахалине готовится концессионное соглашение - проект будет реализован в рамках государственно-частного партнерства, он предполагает строительство многофункционального комплекса для морской перевалки грузов в порту Поронайск. Проект печати на 3D-принтерах, по словам бизнесмена, реализован - в центре Петербурга имеется площадка, где установлены 4 принтера. Впрочем, проект развивается пока не так интенсивно, как планировалось - спрос на услугу не сформирован, сложно найти заказчиков.

"Мне кажется, все эти проекты уже достаточно взрослые и не нуждаются больше в деньгах ПНТ. Но, если потребуется, найдутся другие источники финансирования…", - сказал Михаил Скигин.

Лев Годованник
для 47news

Справка:

В июне 2019 года Санкт-Петербург и АО "Петербургский нефтяной терминал" в рамках Петербургского международного экономического форума подписали соглашение по созданию перегрузочного комплекса. 

Речь идет о реконструкции имеющихся и создании новых капитальных объектов терминала по перевалке и хранению нефтепродуктов в Большом порту Санкт-Петербург.

Общий размер инвестиций по проекту составит не менее 6,5 млрд рублей, закончить предполагается до 2024 года.