Следователь научил потерпевших возвращать украденное мошенниками, и теперь банки вряд ли довольны. 47news делится инструкцией.

Проходимцы от имени банкиров продолжают атаковать владельцев карт по телефонам. СМИ уже устали писать, как только в одном регионе за сутки обворовывают десятки россиян. Вспомним хотя бы о рекордных семи миллионах у жителей Выборга, Гатчины, Киришей и Янино. И это только зарегистрированное. Звонки идут, как правило, с Украины.

В ближайшее время может появиться новый тренд, когда вкладчики начнут заваливать банки досудебными претензиями с требованиями вернуть похищенное. По информации 47news, в начале февраля лайфхак родился в одном из районных следственных отделов Ленобласти. Если коротко, то кредитным финансовым учреждениям предлагается решить вопрос до суда, то есть по-хорошему.

- Меня такая злость взяла, когда в очередной раз пришла бабушка с пенсией девять тысяч рублей. Она за несколько лет накопила чуть больше 100 тысяч. Деньги были даже не на карте, а на сберкнижке. Ее звонки убедили дойти до отделения, снять сбережения и перевести на указанный счет. Когда таких дел регистрируешь по пять-шесть за дежурные сутки, естественно, у самой сдают нервы. Бланк я писала минут двадцать, получилось на два листа, - рассказала 47news собеседница. - При этом я понимаю, что в схеме участвуют сотрудники банков. У них все данные от номеров счетов до сумм и оформленных кредитов. Мы же с вами займ не можем просто так оформить. Во-первых, нужную сумму не дадут, во-вторых, надо поставить "тридцать три" подписи. В разговорах же мошенники указывают точные данные - вплоть до дат оформления кредитов. Нигде, кроме банков, они взять их не могут. Так что можно сказать, я объявила банкирам войну.

Полицейский устроил бесплатную консультацию десятку потерпевших. Те заполнили шаблон, и с конца прошлой недели понесли в банки.

- Уже жаловались, что в банке отказываются принимать. Я посоветовала включать на телефоне диктофон и грозить жалобами в прокуратуру, Роспотребнадзор. В общем, максимально скандалить. В крайнем случае грозить, что откажутся от услуг и вообще перестанут пользоваться банками. Это серьезный удар по имиджу и отток клиентов, банки этого боятся. Если и это не помогает, тогда идти в суд.

- И есть результаты?

- Пока вернуть деньги удалось одной потерпевшей. В четверг она подала претензию, в пятницу на счет вернулись сорок похищенных тысяч. Хотя потерпевшим говорила, что ориентироваться нужно на срок до 30 дней. У других суммы совсем иные — есть и 370, и 400 тысяч. В целом же, вал со звонками вроде пошел на спад. За прошлую неделю пока не было ни одного заявления.

- Что происходит с уголовным делом, когда деньги возвращаются клиентам?

- Мы с ним, естественно, продолжаем работать. Пока не установлено лицо, похитившее деньги. Это так называемые дела-глухари. Пока мы установим владельца карты, куда отправлялись сбережения. Для сравнения, мы должны уложиться в два месяца, а ответа от банков ждем по три-четыре месяца. Звонят же с московских номеров, а центральные офисы банков тоже все в столице. А где мы, и где Москва? Недавно был случай, что из похищенных 300 тысяч ушли в благотворительный фонд, еще 90 тысяч — на другую карту. Пока мы свяжемся с фондом, вычислим, действительно ли у них завелся мошенник. В итоге расследование приостанавливаешь, получаешь ответ — возобновляешь. Когда деньги возвращают, потерпевшие приносят выписку с подтверждением. Мы ее приобщаем к материалам — так хоть улучшаются наши внутренние показатели.

- Обсуждали с коллегами метод? Может, им в голову уже такая мысль приходила?

- Разговаривали, конечно. Они сказали: "Ну, ты сделай, если получится, мы тоже попробуем". 

- Ваше начальство в курсе инициативы?
 
- Да, когда рассказала о способе, сказали: "Ну, молодец". Поощрять не будут. Вы что! Мы где работаем-то? У нас одни наказания.

У потерпевших 47news спросил про впечатления. Звонок корреспондента застал врача Георгия на выходе из отделения банка ВТБ. Туда он пошел с претензией после того, как 25 января самозванцы, назвавшись сотрудниками службы безопасности, забрали у него 100 тысяч, а заодно оформили кредит в полмиллиона на четыре года.

- У них были мои подробные паспортные данные и сведения о суммах, которые были на счетах, так что никаких подозрений не возникло. Утверждали, что мошенники якобы пытаются привязать мою карту к другим номерам. Говорили, что деньги можно сохранить, если ввести в приложении код из sms-сообщения, они его не видели, - рассказал доктор, добавив: - Претензию у меня приняли и отдали рассматривать. По закону, должны в течение 30 дней, но намекнули, что могут затянуть и до 60.

Самозванцы по телефону под занавес года успели задеть и одного из областных коммерсантов.

- Звонили с номера, который полностью совпадает с одним из номеров банка, счета у меня в "Тинькофф". Утверждали, что мошенники якобы завладели персональными данными и пытаются украсть деньги со счетов. Мол, несколько попыток уже пресекли, предложили "сменить цифровую подпись" и заодно перевести деньги на другой счет - "на время внутреннего расследования". При этом применяли довольно жесткий моральный прессинг — люди подготовленные, знают номера счетов, суммы. Несколько раз пытался сбросить и перезвонить в службу безопасности банка. Но технология устроена таким образом, что любой исходящий перебивается звонком с их номера, - вспоминает один из областных предпринимателей. - В итоге я поддался и перевел 350 тысяч на указанный счет. Как поверил, до сих пор удивляюсь, видимо, к вечеру был измотан.

Подозрения, по словам собеседника, накрыли его, когда лжебанкиры заговорили о второй транзакции. 

- После этого послал их и перезвонил в службу безопасности. Там посоветовали оставить заявление в полицию, пошел туда на следующий день. В феврале сотрудники рекомендовали написать претензию. Поскольку офисов у "Тинькофф-банка" нет, отправил ее через приложение. Пришел ответ, что рассматривать будут в течение десяти дней, - добавил коммерсант.

Уверенный голос от имени Сбербанка за неделю до Нового года убедил дойти до банкомата пенсионерку. Ее тревожили с московских городских, мобильных и номеров с областными префиксами. А чтобы поскорее доехать до отделения, за женщиной отправили такси.

- Нас много таких обманутых. Ведь я наслышана была уже от соседей, что звонят, представляются сотрудниками банков и похищают деньги. Но они во время разговора не дали ни подумать, ни посоветоваться с близкими. Довели до такого состояния легендой, что с пенсионной карты якобы пытаются списать деньги. Чтобы сохранить сбережения, продиктовали номера мобильных, к которым привязаны карты. В итоге осталась без 75 тысяч, - рассказала 47news 60-летняя Валентина. - В отделении сотрудница сказала, что перевод будет оформлен в течение часа.

Пожилая собеседница, по ее словам, воспользовалась советом сотрудницы полиции и пишет претензию Сбербанку, в отделение планирует обратиться на днях.

Корреспондент 47news спросил о полицейском лайфхаке и представителей крупных банков, от чьего имени тревожат клиентов. Нас интересовало, много ли претензий зарегистрировано с 2020 года, когда фиксировали шквал звонков, как проводят деньги на возврат и насколько быстро переводят. На момент выхода публикации никто не откликнулся.

Андрей Карлов,
47news