Протестующий Петербург прошёлся по своему маршруту. В этот раз полиция показала дубинки. Толпа показала тоже - ей не нужен лидер.

Утро воскресного дня 31 января ознаменовалось тактической победой властей. Место сбора, куда должны были прийти участники несанкционированной акции протеста, с начала Невского проспекта до площади Восстания перекрыли для всего колеблющегося. Это притом, что Староневский в то же самое время чувствовал себя так, будто в Санкт-Петербурге ничего не предвещало — ходили люди и транспорт. Те, кто считает себя организаторами, в двенадцатом часу сообщили, что у них есть план, и он предусматривает собраться на Пионерской площади у Театра юного зрителя.

Организация хромала с обеих сторон. Уже к полудню на новом месте сбора было тысячи полторы активных и три дюжины сотрудников полиции в полном обмундировании. Командовал ими довольно крупный и недружелюбный на вид товарищ. На прессу он то и дело гаркал, мол, не мешайте работать, а на своих — покрикивал. При этом карикатурно помахивал на них рацией, призывая "не стоять, а работать", "задержать всех", но те его не понимали и явно не слушались. Правда, командовал тут явно не он, а человек в светлом пуховике и чёрной шапке с ушами. Тот часто подходил и указывал, что и кому делать.

Видео: 47news

Всё же это уже не было похоже на игру, как неделю назад у Сенатской площади.

Силовиков пытались пристыдить две немолодые женщины. Одна объясняла им, что нынешняя власть не виновата в том, что она такая, а виноваты конкретно они — люди в форме. "Пока вы их защищаете, они так себя и ведут", - кричала одна. Её явно не собирались трогать, потому она подходила к людям в шлемах вплотную, а на пару минут, когда она пошла и они пошли, даже стала их символическим вожаком.

старушка.jpg

Крик "я обманутый дольщик" звучал в этой толпе неуместно, и гражданку, издавшую его, тут же обступили. Как она сообщила, купила квартиру в ЖК "Шотландия", что в областном Агалатово, и теперь её вряд ли что испугает.

Видео: 47news

В ответ парни с дубинками не церемонились с теми, кого видят — грубо выхватывали из толпы и вели в автозак, расположенный в проезде слева от здания театра. Масса протестующих, которых по самым скромным оценкам было уже тысячи три, повторяла лозунги вроде "Мы здесь власть", "Долой царя", "Сколько стоит совесть", а также другие, непечатные для СМИ с лицензией.

Всё это стояние длилось минут сорок, но вдруг люди стали исчезать. В телеграм-канале было объявлено о намерении пойти к Московскому проспекту, и пришедшие ломанулись на выход, в садик. Тут уже было похоже на месиво, одни бежали, вторые догоняли.

Раз — и по человеку со всего размаха дубинкой, по бокам крики "Отпустите человека" и "Позор". Случилась оказия — под руку высокому космонавту попался тот самый в ушанке, и его тоже повели под конвоем. Видимо, даже полиция тут путалась, кто здесь власть.

Проход до Сенной площади, а именно туда направилось коллективное протестующее, выдался довольно мирным. По большей части граждане даже не отвлекались на проезжую часть, а просто шли вперёд. Загородный проспект — глянули на многочисленных росгвардейцев. Тут же, недалеко от вокзала, им выдавали дубинки, но с потоком они не пересекались. Московский проспект — мост через Фонтанку — процессия спокойно добралась до Сенной. Новый для города лозунг: "Питер, просыпайся".

И вот тут началось. Почти сразу же явились полицейские, то смыкавшие, то размыкавшие ряды. Молодёжь кидалась врассыпную с животными воплями. Это означало, что "они" уже близко и надо бежать. Спустя десять минут стало понятно, что инстинкт самосохранения не подвёл. Полицейские уже не угрожали, а просто дубасили, причём — как и по кому придётся.  Плацдармом стала территория возле метро "Спасская". Там как раз всё открыто и помещается много.

Здесь полиция начала давать волю чувствам и силе. "Уйди отсюда", - это журналисту 47news, случайно оказавшемуся на пути группы, ведшей пойманного мужчину. Пока тащили, задели немолодого, он вскинул руку в ответ по одному товарищу, а второй тут же толкнул и его.

Тут же встаёт железная цепь, всё, как положено — с железными щитами, с бьющими по ним дубинками. Внезапно досталось фотокорреспонденту Георгию Маркову. Мгновение — и он уже на земле, его тащат за руки и за ноги, на лице проступает кровь. На голову журналист надел шлем, дописав на нём "пресса", но ни этот элемент защиты, ни жилет не действуют. "Отпустите", - кричит толпа, но одному из мужчин перепадает дубинкой в районе живота. "В сторону отходим", - кричат всем.

Митингующих бьют без предупреждения, но у пары родителей хватает ума войти в этот кавардак с детьми. Возле храма на Сенной в очередной заварухе вроде как распыляют газ. Журналист "Фонтанки" потом вспоминает, как в этой же локации видел, как полицейский достал пистолет и передёрнул затвор, чем отшатнул от себя протестующих.

- Вы против кого армию выставили? - это уже орут на росгвардейцев, выстроившихся цепью вдоль проезжей части. Но Росгвардия почему-то становится символом окончания движения — как только молчаливо выстраиваются они, народ снова испаряется.

В третьем часу дня та же толпа скандирует те же лозунги у Мариинского дворца.  Всё же оказалось, что недостаточно перекрыть Невский проспект, и в городе ещё достаточно мест, где можно покричать. Выглянувшее солнце подчёркивает красоту Санкт-Петербурга. Прогуливающиеся в том числе замечают, как повезло с городом, ведь любой вид с протеста получается открыточным.

Вопрос, что дальше и к чему это всё, витает в воздухе, но его не задают. 

Часть толпы прекращает топтаться на месте и идёт в сторону Большой и Малой Морских. "Это провокация, не уходим от Мариинского дворца", - пишут организаторы, но уже поздно. В принципе, они оказываются правы, потому что выход на Невский проспект наглухо заблокирован машинами коммунальной техники. Зато можно выйти к Александровскому саду, правда, ненадолго — оттуда тоже гоняют. Маршрут закольцован тем же Мариинском дворцом. Здесь полиция снова даёт волю дубинкам. И это вроде как выглядит пугающе, но не так, как получасом ранее на Сенной — психика привыкает.

Телеграм зовёт (даже странно, что к трём часам дня его так и не отключили) дальше, снова к Сенной, конкретно советуют проходить через Гороховую улицу. Возле Каменного моста, что пересекает канал Грибоедова, образовался затор из тех же самых — протестующие не смогли обойти кордон полицейских. Тут кто-то проявил неординарный взгляд и зажёг фонарик на телефоне, затем их стало больше и больше, и в конце концов издалека стало казаться, будто впереди концертная площадка.

Ещё минут двадцать — и пройти удалось и эту точку. По дороге к журналистам, в жёлтых жилетах с надписью "пресса", подходили обычные, в основном немолодые, люди и уточняли, куда идти. Молодёжь справлялась с навигацией сама.

Перекрыта Садовая, но свободна Гороховая, по которой прямиком до ТЮЗа минут десять. Логика - почему закрыто здесь, но открыто там - не просвечивалась и в действиях силовиков. Толпа без проблем подошла к первоначальной точке сбора — на Пионерскую площадь. Тысячи полторы, но все горланили. Когда прибыли полицейские, показалось, будто их ждали. "Сейчас что-то будет, ой, будет", - так предвкушали самые стойкие дальнейшие события.

Видео: 47news

И космонавты не подвели: только выйдя из своих автобусов, они побежали в толпу. Большинство успело отскочить, а те, кому не повезло, попали под град палок. Хватали всех кругом, а один мужчина так кричал "помогите", будто по нему проезжали катком. Некоторых брали — и сразу били по спине, в той части, где почки, и по ногам. Хватали, не разбирая, и женщин, одна из них настаивала, что у неё дома маленький ребёнок, но тут это никого разжалобить не могло. Снова выбивалась из картинки пара, катившая коляску с маленьким ребёнком. Мамаша кричала, что всех надо отпустить, а отец просто не возражал.

Разогнали и этих недовольных, вынудив бежать через окрестные дворы. Часов в пять на площади почти никого не было, но её окружили росгвардейцы и полицейские. С этого момента стало ясно, что работать будут по принципу "кто не спрятался, те в автозак".

Юлия Гильмшина,
47news

фоторепортажи Майкла Огнева