"Всеволожскую ритуальную компанию" выводят с кладбищ. У бизнеса остается позиция про взятки. За ней - преподаватель этики, а за ним – грозный бренд 90-х.

По информации 47news, постановление об окончательном вытеснении "Всеволожской ритуальной компании" (ВРК) с девяти районных кладбищ (всего в районе их около сорока) Арбитражный суд Северо-Западного округа опубликовал 19 декабря. Кассационный суд подтвердил решение первой и апелляционной инстанций, чья суть сводилась к незамысловатому: ВРК нет места на всеволожских землях. Можно сказать, что длившаяся более года тяжба между Всеволожский городской прокуратурой и частной ритуальной компанией завершена победой надзирающего органа. У ВРК остается только последний "патрон" - Верховный суд.

Позиция надзора: на всех этих кладбищах ВРК "оказывает услуги по погребению умерших в отсутствие правовых оснований". С этим и согласились суды трех инстанций. Основание - федеральный закон "О погребении и похоронном деле", где сказано: погребением умерших и оказанием связанных с этим услуг должны заниматься специализированные службы, создаваемые органами местного самоуправления. "Всеволожская ритуальная компания" учреждена тремя бизнесменами, потому погребением заниматься не может.

ВРК предъявила суду договор с муниципальным учреждением "Ритуальные услуги Всеволожского района Ленинградской области" - оно-то создано органом местного самоуправления - от июля 2017-го. Не помогло.

"Заключение договоров… в отношении… муниципального имущества… может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов… В материалы дела не представлено доказательств заключения заявителем соответствующего договора с соблюдением конкурсных процедур… Следовательно, правовые основания для осуществления… деятельности по погребению умерших… отсутствуют", - написано в мотивировочной части судебного решения.

Представить суду контракт по результатам проведенного муниципальными "Ритуальными услугами" в мае 2019 года конкурса ВРК не смогла по простой причине - учреждение отказалось его подписывать. Компания, выиграв конкурс, не внесла 5,4 миллиона рублей за право заключения контракта, что является обязательной частью процедуры. "Всеволожская ритуальная компания" пожаловалась в областное управление Федеральной антимонопольной службы, но там тоже сочли, что 5,4 миллиона следовало заплатить. Заставить УФАС изменить позицию в суде ВРК не смогла, хотя и тогда дошла до кассационного суда.

По мнению ведомства, с антимонопольным законодательством ВРК стабильно не в ладах, муниципальным "Ритуальным услугам" настоятельно рекомендовалось расторгнуть договор с компанией еще в 2018 году, что в январе 2019-го и произошло. Видимо, только на бумаге - поэтому за дело взялась прокуратура.

Подтвержденное 19 декабря её представление об изгнании ВРК из всеволожских кладбищ вступило в законную силу в сентябре. Тогда тринадцатый арбитражный апелляционный суд узаконил требование "прекратить деятельность по оказанию ритуальных услуг… освободить самовольно занятые земельные участки в установленный законом месячный срок…".

Директор всеволожского МБУ "Ритуальные услуги" Павел Руденко говорит 47news:

"Сегодня на всех заинтересовавших прокуратуру кладбищах захоронениями занимаемся мы. Исключение составляет кладбище в Куйвози - местный совет депутатов не передал нам полномочия по его обслуживанию и не создал собственную специализированную организацию, которая занималась бы этим. Формально там никого нет, фактически работает "Всеволожская ритуальная компания". Иногда появляются бывшие сотрудники ВРК и пытаются оказывать на этих кладбищах услуги от нашего имени - но это уже довольно редко…"

Журналист попытался выяснить, какова сегодня роль "Всеволожской ритуальной компании" на кладбищах, откуда её отодвинули. Для этого я набрал в интернете названия кладбищ и узнал, что Yandex на первой странице поисковых запросов отправляет, в основном, по трем направлениям: на сайты с нейтральными названиями "Кладбища Всеволожского района Лен. Области" и "Ритуальные услуги. Всеволожский район", а также на сайт ООО "Похоронный дом №1". Первый в разделе "Что нужно для похорон" пишет "С организацией похорон помогут в ритуальном агентстве, например "Похоронный дом № 1", второй сообщает телефон, по которому женский голос предлагает услуги от того же "Похоронного дома №1". Впрочем, тот же голос признается: мы сделаем всё, кроме погребения, - привезем гроб с телом на кладбище, дальше - договаривайтесь с администрацией кладбища.

По данным системы "СПАРК-Интерфакс", ООО "Похоронный дом №1" принадлежит Руслану и Елене Эльсалиевым. Елена возглавляет компанию и предпочитает информационную открытость. На сайте рядом с фотографией этой стильной дамы можно узнать и о ее принципах в профессии.

11.jpg фото с сайта ООО «Похоронный дом №1»

"Всеволожская ритуальная компания" не имеет своего сайта, но, надо полагать, "Похоронный дом №1" ей близок. 32% долей ВРК владеет Арслан Эльсалиев, он же председатель областной Ассоциации ритуальных организаций "ПроЖИЗНЬ", среди учредителей которой, в том числе, ВРК.

Впрочем, самая масштабная фигура "Всеволожской ритуальной компании" - профессор кафедры управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета доктор социологических наук Сергей Михайлов, преподающий деловую этику. В ненаучном сообществе ветераны бизнеса и силового предпринимательства помнят его как человека из ближайшего окружения важнейшего лидера 90-х Александра Малышева. Правда, Михайлов был тогда Мискаревым. После покушения в 1997 году носит под сердцем пулю из автомата Калашникова (тогда по его машине били из двух Калашниковых, выпустив все 60 патронов). Социолог Михайлов - основной владелец ВРК - ему принадлежат 34% долей компании.

О нем написаны сотни статей, интересных и вульгарных. Безусловно, он один из основополагающих брендов движения братвы на Неве. Кстати, и не скрывает то, что давно стало историей. Так, пару лет назад он дал "Фонтанке" очень вдумчивое интервью, как одно событие сформировало рынок услуг мафии.

Последний раз он стал публичен в начале 2020 года, когда областной Следственный комитет заподозрил в получении в 2017-2018 годах 5 миллионов рублей бывшего замглавы Всеволожский администрации Валерия Половинкина. По сведениям 47news, на данный момент экс-чиновник знакомится с материалами дела.

Сегодня последний шанс Михайлова-Мискарева вернуть компанию на всеволожские кладбища - оспорить все в Верховном суде. Это мало кому удается - такова практика. 

"Наша компания не ведет сейчас никакой деятельности. Мы ждем новых конкурсов на обслуживание кладбищ, в которых планируем принять участие. И рассчитываем, что конкурсы эти будут проходить цивилизованно. Причины конфликта, из-за которого нам пришлось уйти с Всеволожских кладбищ - мы не хотели и не хотим давать взятки…" - объясняет ситуацию генеральный директор ВРК Александр Купкин.

По словам Павла Руденко, на всех 9-ти кладбищах ежемесячно хоронят около 120 человек - получается до полутора тысяч захоронений в год. При среднем ценнике погребения с установкой могильной плиты и весьма скромного памятника в 150 000 рублей стоимость спора превышает 200 млн рублей в год. Впрочем, расценки на памятники могут измеряться в миллионах, особенно в престижном Всеволожском районе, но такая статистика закрыта.

Лев Годованник,
47news

Справка: 

Прокуратура занялась ритуальной компанией позапрошлым летом. В представлении от 30 августа 2019 года написано, что ВРК "оказывает услуги по погребению умерших" на территории 9-ти кладбищ:

  • Всеволожское кладбище №1;
  • Всеволожское кладбище №2;
  • Рябовское кладбище;
  • кладбище "Кирпичный завод";
  • кладбище в деревне Нижние Осельки;
  • кладбище в поселке Токсово;
  • кладбище в деревне Куйвози;
  • кладбище в деревне Гарболово;
  • кладбище в деревне Матокса.