Чтобы кредитовать "Еврохим", госкорпорация ждала гарантий Госдумы и Минэкономразвития. Уж больно непредсказуема в России экономическая политика.

Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ" с банками-партнерами инвестирует 99 млрд рублей в строительство второй очереди завода по производству минеральных удобрений в Кингисеппском районе Ленобласти. Об этом первый заместитель председателя ВЭБ.РФ Николай Цехомский заявил ТАСС 24 декабря. Завод будет строить ООО "Еврохим Северо-Запад-2" (входит в группу "Еврохим" Андрея Мельниченко), общая стоимость проекта составляет 124 млрд рублей. Предприятие должно заработать в 2023 году с 1,1 млн тонн аммиака и 1,4 млн тонн карбамида в год на выходе.

Для сравнения: крупнейший в регионе морской перегрузочный комплекс, который собирается построить в порту Приморск ООО "Приморский УПК" Ильи Трабера, оценивается в 90 млрд рублей. По данным Российской ассоциации производителей удобрений, в 2019 году в России произведено 8,6 млн тонн карбамида и 18,2 млн тонн аммиака. Будущий завод вместе с уже запущенной первой очередью (1 млн тонн аммиака в год) изготовит 16% всего российского карбамида и около 9% всего российского аммиака. Продукция будущего завода составит около 30% экспорта минеральных удобрений через все российские порты Балтийского моря в 2019 году (12,4 млн тонн).

"Еврохим" затеял один из крупнейших на Северо-Западе инвестиционных проектов, а для возглавляемого ВЭБ.РФ банковского консорциума, в проекте которого участвуют Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и "Открытие", - это, по словам Николая Цехомского, самый крупный в 2020 году. Ещё его смело можно назвать самым ярким проявлением недоверия российских банков к российской экономической политике. Особенно ярким, если учесть статус ВЭБ.РФ — это госкорпорация с функцией агента правительства России.

Решение о 99-миллиардных инвестициях в проект "Еврохима" представитель корпорации сделал ровно через 7 дней после того, как председатель совета директоров АО "МХК "ЕвроХим" Игорь Нечаев подписал Соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) с Минэкономразвития и правительством Ленобласти как раз по данному проекту.

01.png На фото слева направо: вице-губернатор Ленинградской области по экономическому развитию Дмитрий Ялов, первый заместитель министра экономического развития РФ Андрей Иванов, председатель Совета директоров АО «МХК «ЕвроХим» Игорь Нечаев.

СЗПК - совершенно новая история, которая появилась благодаря закону "О защите и поощрении капиталовложений в РФ" от 1 апреля 2020 года и начала реализовываться в декабре. Суть — государство обязуется компенсировать крупным инвесторам инфраструктурные затраты и "заморозить" для них юридическое пространство. Последняя опция — своеобразное ноу-хау российской экономике. Это уникальная возможность использовать для конкретного проекта законодательство в том виде, в каком оно было на момент подписания соглашения. Например, если через пару лет Государственная дума выпустит закон, запрещающий производить в России минеральные удобрения, "Еврохима" это не коснется. Ведь 18 декабря, когда он подписал СЗПК, такого запрета не было.

Решению об инвестировании 99 млрд рублей в Кингисеппский завод предшествовали переговоры протяженностью не 7 дней, а в месяцы дольше. Похоже, ВЭБ.РФ терпеливо ждал подписания СЗПК, потому что страшновато даже для госкорпорации вкладывать такую сумму в стабильно нестабильную экономику. Тем более, конкретный пример рядом.

В 2013 году авторы Водного кодекса почему-то решили запретить размещение складов минудобрений в морских портах вопреки сложившейся практике России и европейских стран. Игорь Нечаев этим летом прямо сказал 47news: если Госдума не отменит запрет, "Еврохим" откажется от еще одного проекта, напрямую связанного с предыдущим — строительства морского терминала в Усть-Луге, совсем рядом от будущего завода.

Кажется, последовательность не случайна: 26 ноября Госдума убрала запрет из Водного кодекса, после чего "Еврохим" подписал СЗПК и 7 дней спустя ВЭБ.РФ заявил об инвестировании 99 млрд. Можем заменить слово "недоверие" политкорректной "настороженностью" — суть не меняется.

Профессор Высшей школы управления и бизнеса Санкт-Петербургского политехнического университета доктор экономических наук Алексей Фадеев называет такую логику событий оправданной текущими условиями:

"Для банков крайне важна стабильность в правовом поле, дающая понятные и предсказуемые "правила игры". Текущие макроэкономические условия — нервозность энергетических рынков, волатильность цен на углеводороды, постпандемический кризис и колеблющаяся ключевая ставка. Учитывая глобальные структурные кризисные изменения в экономике, происходящие в мире на фоне перечисленных выше факторов, опасения финансовых организаций вполне объяснимы: нужны максимальные гарантии на кредитные средства. А такие крупные проекты, как завод "Еврохима" в Кингисеппе, нуждаются еще и в гарантированном рынке сбыта, который также подвержен колебаниям. Думаю, механизм СЗПК позволяет сбалансировать интересы финансового и промышленного секторов, предоставляя сторонам осязаемые гарантии".

По мнению директора по направлению "Логистика и аналитика" ООО "Морстройтехнология" Александра Головизнина, подписав СЗПК, "Еврохим" сделал то, что делают все желающие оградить себя от возможных неприятностей — застраховался. И рискует, как все — понять эффективность страхового полиса можно, лишь внимательно прочитав мелкие буквы под звездочкой. Но страховка все равно нужна — наши экономические законы слишком быстро меняются. Ярким примером эксперт называет законодательную инициативу Минтранса о введении дополнительной ответственности инвесторов морских портов за исполнение своих обязательств.  

"Не понимаю, к чему грузить бизнес новыми штрафными санкциями. Инвестируя деньги в инфраструктуру, инвестор уже рискует, причем собственными деньгами. Не понимаю, как обязательства инвестора могут быть прописаны в законе. Если для реализации проекта требуются частные и государственные инвестиции, обязанности сторон должны прописываться в инвестсоглашении. Там же могут быть прописаны санкции за невыполнение обязательств. Я бы на месте любого банка много раз подумал, прежде чем согласиться финансировать крупный проект, хотя бы не подписав СЗПК. Сегодня оно — страховка как раз от таких инициатив…", — говорит Александр Головизнин.

Партнер коллегии адвокатов Pen&Paper Станислав Данилов считает, что в России, где нестабильная экономика и часто непредсказуемая государственная политика, для бизнеса полезны любые стабилизационные механизмы, в том числе, соглашение о защите и поощрении капиталовложений. По мнению юриста, это особенно важно для дорогих, долгих, ресурсоемких проектов, потому как позволяет находить финансирование и четко видеть горизонт окупаемости. Станислав Данилов считает, что в данном случае от подписания или неподписания СЗПК зависело не решение ВЭБ.РФ о финансировании проекта, а решение о размере этого финансирования.

"Банки часто готовы финансировать проекты, но с ними сложно договориться о приемлемой структуре финансирования: сколько, на какой срок, под какие проценты, под какое обеспечение. Похоже, в случае с "Еврохимом" СЗПК стало одним из ключевых факторов обеспечения. Банк всегда просчитывает лимит финансирования проекта, в том числе, исходя из возможностей инвестора выдержать обслуживание кредита — это конкретная сумма в год. Независимость от возможных изменений налогообложения и прочих аспектов экономического законодательства, очевидно, повышает такую возможность — эти риски банки всегда просчитывают. Без СЗПК мы бы, наверное, узнали о кредитовании завода в Кингисеппе не на столь внушительную сумму", — полагает эксперт.

Лев Годованник
для 47news

К слову:

Первое на российском Северо-Западе Соглашение о защите и поощрении капиталовложений подписано 14 декабря Минэкономразвития, правительством Ленобласти и "Фосагро" Андрея Гурьева. Речь также идет об увеличении мощности расположенного в Волхове завода по производству минеральных удобрений с 650 тысяч тонн в год до 2,4 миллиона тонн. Инвестиции в проект оцениваются в 28 млрд рублей.