В Сочи Александр Дрозденко подписал 90-миллиардное инвестиционное соглашение, после реализации которого бизнесмен Илья Трабер будет контролировать почти весь экспорт зерна, угля и минеральных удобрений на Балтийском море.
На Российском инвестиционном форуме в Сочи 14 февраля губернатор Ленинградской области и совладелец ООО "Приморский универсально-перегрузочный комплекс" Рамис Дебердеев подписали инвестиционное соглашение о строительстве в порту Приморск морской инфраструктуры с объемом инвестиций в 90 млрд рублей.
По данным "СПАРК-Интерфакс", зарегистрированное 5 ноября 2015 года в Ленинградской области с уставным капиталом в 200 000 рублей ООО "Приморский УПК" принадлежит пяти физическим лицам: 68-летнему Илье Траберу (26%), 55-летнему Рамису Дебердееву (26%), 55-летнему Владимиру Даниленко (16%), 46-летнему Сергею Пупко (16%), 42-летнему Артему Бегуну (16%),.
Комплекс включает в себя:
- угольный терминал производительностью от базовых 20-ти до перспективных 25 млн тонн в год;
- терминал минеральных удобрений производительностью от базовых 5-ти до перспективных 7 млн тонн в год;
- контейнерный терминал производительностью от базовых 2-х до перспективных 3-х млн 20-футовых контейнеров в год;
- терминал генеральных грузов производительностью от базовых 1,2 до перспективных 2 млн тонн в год;
- зерновой терминал - от базовых 5-ти до перспективных 7 млн тонн в год.
Все это, как следует из информации на сайте "Приморского УПК", должно заработать в 2022 году, заняв 720 гектаров земли, в том числе 27 гектаров искусственных намывных территорий. Также указано, что большинство грузов будет доставляться к терминалам по железной дороге. Это интрига, потому что её там нет.
"Фонтанка" писала, что будущий терминал "Приморского УПК" должен расположиться в 6 километрах от ближайшей железнодорожной станции Ермилово. Кроме того, к нему невозможно возить грузы по автомобильной дороге. Не случайно грузооборот имеющего конкурентные глубины и вполне приемлемую для круглогодичного захода судов ледовую обстановку порта Приморск сегодня на 70% составляет перевалка нефти и на 30% нефтепродуктов. То и другое поступает по трубам "Транснефти".
На прошлой неделе вице-губернатор Ленобласти Дмитрий Ялов при встрече с журналистом назвал этот проект основным из тех, что планируется представить на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Он также назвал сумму инвестиций в размере 90 млрд рублей.
Согласно экономике морских портов российского побережья Балтийского моря, в 2018 году все порты вместе взятые экспортировали около 40 млн тонн угля, в том числе 4 млн тонн на расположенном в порту Усть-Луга терминале "Юг-2", что контролирует ООО "Новые коммунальные технологии" Ильи Трабера (ему принадлежат 45% долей компании).
Когда планы "Приморского УПК" сбудутся, компании Трабера смогут обрабатывать почти 30 млн тонн угля в год, так как мощность "Юга-2" останется прежней. Других официальных планов пока никто не высказывал. Так, на Российском экономическом форуме фактически заявлено, что Трабер нацелился на контроль около половины объемов перевалки угля отечественных портов Балтики.
Применительно к общероссийским показателям, бизнесмен берется за 18% российского угольного экспорта по данным текущего времени (в 2018 году все российские порты экспортировали примерно 161 млн тонн угля). Статистика морского экспорта минеральных удобрений российскими балтийскими портами в прошлом году фиксирует почти 18 млн тонн минеральных удобрений на все российские порты. По информации Администрации морских портов Балтийского моря, в 2018 году в порту Санкт-Петербург отгружено 7,3 млн тонн минеральных удобрений, в порту Усть-Луга - 3,6 млн тонн, в порту Выборг - 0,5 млн тонн. Российские порты Балтийского моря перегрузили 11,4 млн тонн минеральных удобрений, что превышает половину всего их российского экспорта. Илья Трабер очевидно собирается изменить статистику.
На сайте "Приморского УПК" заявлены планы по перевалке до 7 млн тонн минеральных удобрений в год - больше трети всего сегодняшнего российского экспорта этого вида сырья и почти двукратное увеличение сегодняшнего объема его экспорта в портах Балтики.
Три милионна 20-футовых контейнеров в год, что "Приморский УПК" называет своим перспективным показателем, превышают: примерно в 40 раз сегодняшний контейнерооборот Усть-Луги, в 10 раз текущий контейнерооборот Калининграда и чуть-чуть порта Санкт-Петербург. В прошлом году весь порт Усть-Луга обработал около 69 тысяч контейнеров, порт Калининград 276 тысяч, порт Санкт-Петербург 2,7 млн. Сравнительно с этими цифрами можно сказать, что Илья Трабер собирается переваливать примерно столько же контейнеров, сколько это делают сегодня все российские порты Балтики.
Также "Приморский УПК" планирует обрабатывать до 2 млн тонн генеральных грузов в год и до 7 млн тонн зерна.
В 2018 году наши балтийские порты отгрузили около 16 млн тонн генеральных грузов, в том числе, порт Санкт-Петербург почти 14 млн тонн, порт Калининград около 1,8 млн тонн. Похоже, в этой сфере компания Трабера революцию не планирует.
Ситуация с зерном выглядит по-другому: порт Санкт-Петербург в прошлом году обработал чуть более 270 тысяч тонн, порт Калининград 1,5 млн тонн, а порты России в целом почти 56 млн тонн. В цифрах сегодняшнего дня "Приморский УПК" претендует на одну восьмую часть всего российского экспорта зерна.
Эта компания заявляет о готовности увеличить зерновой экспорт российских портов Балтийского моря примерно в 3,5 раза, став абсолютным лидером в этой сфере бизнеса.
Применительно к статистике on-line Илья Трабер собирается контролировать почти весь балтийский экспорт зерна и половину всего балтийского экспорта угля, минеральных удобрений и перевалки контейнеров.
Справка:
47news ранее описывал систему координат, где проявились партнеры Ильи Трабера по "Приморскому УПК":
- Рамис Дебердеев – бизнесмен, имеющий опыт в Усть-Луге более чем внушительный. Он является совладельцем "Лесного терминала Фактор", что заработал в Усть-Луге еще до большой портовой стройки, в преддефолтном 1997 году, на месте советской базы рефрижераторного флота. Дебердеев начинал свое дело в кингисеппских краях, знаком со стивидорным бизнесом, а когда-то был компаньоном неприятно известного в Ленобласти Семена Кузьмина. Того, кто был арестован за сомнительные экономические операции вместе с экс-председателем областной "УК по обращению с отходами" Алексеем Варичевым, после чего дал показания на уже покойного прокурора Ленобласти Иванова.
- Артем Бегун – юрист с именем. Он не стремится в новости, но на рынке слияний и поглощений его имя понятно.
- Владимир Даниленко - давний партнер Ильи Трабера. Человек он бывалый. Еще в середине 80-х, когда ему было чуть за 20 лет, он побывал под условным сроком, а в конце 90-х попал под арест за классику – "вымогательство". Осудили его чрезмерно тяжело – к десяти годам, а вышел он на три года раньше – в 2006-ом.
- Сергей Пупко - управляющий партнёр в известной петербургской юридической компании "Прайм Эдвайс", у него есть доля в "РР-Сити". Эта компания должна была достроить жилой комплекс "Силы природы" в посёлке Мурино. В свое время Пупко считали в некотором роде оппонентом ныне арестованному влиятельнейшему Дмитрию Михальченко (помимо прочего, экс-совладельцу терминала "Порт Бронка").
Константин Шмелев
для 47news