В Госдуму попадет законопроект, который заставит бизнес отвечать деньгами за каждый непостроенный или не вовремя построенный терминал. 47news прочитал и подсчитал.
47news почитал текст пока не опубликованного проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Любители попиариться на экономических форумах с помощью громких заявлений о многомиллиардных инвестициях в морскую перевалку грузов скоро заскучают. Непонятливым придется платить соразмерно предполагаемым затратам государства на инфраструктуру заявленных проектов - и это миллиарды.
В Ленинградской области на текущий момент заявлено 5 крупных инвестиционных проектов в сфере морской перевалки грузов, о начале реализации которых ничего не известно:
- ООО "Газ-Синтез" в марте прошлого года пообещало построить комплекс по производству и морской перевалке метанола в порту Высоцк с инвестициями в 90 млрд рублей;
- ООО "РусХимКом", входящее в ИГ "Индига" Виталия Южилина, заявило в прошлом январе о строительстве аналогичного метанольного комплекса в порту Усть-Луга;
- аналогичный проект в той же Усть-Луге с инвестициями в 1 млрд евро пообещала группа "САФМАР" Михаила Гуцериева, но летом выяснилось, что проект отодвигается из-за пандемии;
- Еще полтора млрд долларов обещала вложить в строительство комплекса по производству и морской перевалке метанола в Усть-Луге "Балтийская газохимическая компания" еще в мае 2018 года. Об успехах ничего не известно, а этим летом бенефициаром БГХК стал человек из ближайшего окружения однокурсника российского президента Виктора Хмарина;
- ООО "ЕвроХим Терминал Усть-Луга" (входит в МХК "ЕвроХим" Андрея Мельниченко) с прошлого октября собирается построить в Усть-Луге терминал по морской перевалке минеральных удобрений.
Сопроводительное письмо к законопроекту министр транспорта Евгений Дитрих подписал 2 ноября - за 5 дней до своего увольнения. 26 ноября начальник Государственно-правового управления администрации президента РФ Лариса Брычева направила законопроект в аппарат правительства с предложением внести его на рассмотрение Государственной думы.
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" занимает 9 страниц и состоит из двух статей - ими предлагается дополнить действующий ФЗ. Вся соль - во второй части, подробно расписывающей документ, который будет предложено подписать каждому инвестору, заявившему о планах строительства морского терминала в российском порту.
Это соглашение о создании инфраструктуры морского порта, фиксирующее обязательства инвестора и государства друг перед другом. Оно должно касаться всех инвесторов, кроме резидентов особых экономических зон (территории опережающего развития и прочее). Но в морских портах Ленинградской области таких зон нет.
Инвестиционным мечтателям не понравится 3-й пункт второй части документа, где перечислены существенные условия будущих соглашений.
Инвестор должен спроектировать и построить заявленный им терминал, во-первых, вовремя, а, во-вторых, таким, как заявлено. Вариант перевалки угля на терминале, поданном как комплекс для экспорта зерна, не пройдет. Более того, Минтранс хочет, чтобы инвестор не только построил терминал обещанного профиля, но и обеспечил перевалку на нем обещанного количества грузов. Портовые мощности, половину времени простаивающие, никому не интересны.
Инвестору следует в указанные в будущем соглашении сроки вложиться во все, во что необходимо, а на случай искушения где-то оттянуть или сэкономить предусмотрены финансовые гарантии. Минтранс предлагает инвесторам обеспечить свои обязательства соразмерно затратам бюджета на создание инфраструктуры, необходимой для строительства заявленного терминала. К бюджетным расходам в данном случае приравниваются расходы "Российских железных дорог" и "Российских автомобильных дорог", которые часто строят подъездные пути к будущим морским комплексам.
Авторам проектов предлагается подтвердить серьезность намерений деньгами, банковскими гарантиями или поручительствами. Речь идет о миллиардных суммах - именно таков порядок затрат на дноуглубительные работы, строительство железных или автомобильных подходов к морским терминалам. Впрочем, элемент демократичности в документе заложен:
"Выбор способа обеспечения исполнения соглашения осуществляется инвестором самостоятельно", - написано в 4 пункте раздела "Существенными условиями соглашения являются".
Правительству после утверждения законопроекта предстоит установить меру ответственности инвесторов за несоблюдение условий соглашений. Как минимум, с ними будут расторгнуты договоры аренды земельных участков, где должен был реализоваться заявленный проект - и государство за одностороннее расторжение никакой компенсации несостоявшемуся инвестору не выплатит.
Ответственность государства предусмотрена в законопроекте по двум позициям: передача в аренду заключившим соглашения инвесторам земельных участков и расположенных там строений, если таковые находятся в федеральной, региональной или муниципальной собственности, и четкие обязательства по инфраструктурным объектам, которые будут построены за бюджетный счет.
Под существенными нарушениями условий соглашения будущий закон подразумевает нарушение сроков исполнения обязательств и нарушение самих обязательств. Учитывая революционность перезагрузки отношений между государством и инвесторами крупных морских проектов, Минтранс предлагает сместить начало действия закона на 180 дней с момента его официального опубликования. Эти полгода - на подумать, прежде чем с фурором заявлять.
Лев Годованник для 47news