Из Ленобласти уходит 1 млрд евро инвестиций в проект, чья калькуляция представляется эксперту невероятной. Арктический вектор воплотят на деньги рыбаков. Правда, клев кончился.
По информации 47news, компания "Русхимком" бывшего депутата Государственной думы Виталия Южилина отказывается от проекта строительства комплекса по производству и морской перевалке метанола в порту Усть-Луга. Из промышленной зоны "Алексеевская" Кингисеппского района Ленинградской области проект переезжает в поселок Индига Ненецкого автономного округа, где приобретает поистине арктические масштабы, охватывая около 300 километров. Такое сообщение появилось на сайте "Русхимкома" 1 декабря с впечатляющими подробностями:
- добыча и подготовка природного газа на Кумжинском и Коровинском газоконденсатных месторождениях – 65-89 км к северо-востоку от г. Нарьян-Мара;
- магистральный газопровод от месторождений до газоперерабатывающего завода в район поселка Индига;
- морской отгрузочный терминал – район мыса Большой Румяничный Чёшской губы юго-восточной части Баренцева моря вблизи поселка Индига.
К 2025 году компания планирует наладить добычу до 2 млрд кубометров газа в год на обоих месторождениях, построить около 300 километров магистрального газопровода с пропускной способностью до 4 млрд кубометров в год, построить первую очередь завода по производству метанола мощностью 1,7 млн кубометров в год и морской терминал.
К 2027 году "Русхимком" обещает построить вторую очередь завода и увеличить ежегодную добычу газа до 4 млрд кубов.
Для сравнения: в 2019 году Россия в целом экспортировала 1,55 млн тонн метанола, так что планы Виталия Южилина имеют в буквальном смысле федеральный масштаб. Впечатляет и заявленный объем инвестиций - 200 млрд рублей. Впрочем, на сайте компании написано об этом настолько странно, что наталкивает на мысль об арифметической ошибке или пранке:
"Совокупная стоимость проекта оценивается более чем в 200 млрд рублей, для реализации 1-го этапа акционеры проекта инвестируют 12 млрд рублей…"
На первую часть проекта, предполагающую его почти полноценную реализацию, компания собирается потратить 6% запланированных инвестиций.
"В большинстве крупных проектов самая затратная часть - первая, когда нужно строить с нуля. В данном случае самым серьезным представляется разработка месторождений. А расширение любого проекта - это уже дополнительные и, как правило, сравнительно небольшие инвестиции. Соотношение инвестиций на первом и втором этапах 6% к 94% - в моем понимании невероятно", - говорит директор по направлению "Логистика и аналитика" ООО "Морстройтехнология" Александр Головизнин.
Стратегическими инвесторами проекта названы недавно пришедшие в него миллиардеры Геннадий Миргородский и Дмитрий Озерский. Потенциальный инвестор - Российский фонд прямых инвестиций.
"Русхимком" заявил о планах по строительству комплекса по производству и морской перевалке метанола в Усть-Луге в январе 2019 года. Масштабы уже тогда зашкаливали: кроме завода и морского терминала сообщалось о строительстве 48-километрового метанолопровода и аренде 225 га земли в Кингисеппском районе. В проект обещали вложить 1 млрд евро, реализовать его в 2023 году и производить те же 1,7 млн кубов метанола в год, что и теперь в Индиге. В первой строчке раздела "О проекте" сайта "Русхимкома" сообщалось без ложной скромности: "Проект призван удвоить текущий объем экспорта метанола из России".
Прошло около двух лет, и Виталий Южилин передумал. Заметим: такого не случилось бы, если бы Минтранс чуть раньше обеспокоился подготовкой законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", который налагает обязательства на инвесторов крупных проектов в морских портах страны. Он написан как раз для таких структур, как "Русхимком" - наобещавших мегаинвестиции в одном регионе, а потом решивших сменить локацию.
Метанольный проект "Русхимкома" не подавал признаки жизни до сентября текущего года, когда принадлежащая Виталию Южилину инвестгруппа "Индига" продала 50% долей управляющей компании "Русхим". Последняя на 50% принадлежит Виталию Южилину, а на 50% - совладельцам Северо-Западного рыбного консорциума Геннадию Миргородскому и Дмитрию Озерскому. Оба бизнесмена до того момента были известны как крупные игроки рыбного рынка и, наоборот, совсем неизвестны как участники газохимических проектов. Более того, в интервью "Ъ" Геннадий Миргородский заявил, что войти в новый проект его заставили неудачи в старом:
"В нашем профильном бизнесе происходят очевидные тенденции: отрасль фактически разрушается. Мы бы, может, и наращивали объемы, но, к сожалению, то, что происходит на рынке последние три года, — вне нашего понимания. В отрасль вошла группа Глеба Франка, и вся государственная машина работает в интересах одной компании. Я давно знаю Виталия Южилина, это мой приятель, он мне по-человечески понятен, и я ему доверяю. Он пригласил меня вложить средства. На следующих этапах, чтобы получить финансирование, вероятно, нужно привлекать других партнеров… Потребление метанола в мире растет, верить в экспорт можно, а остальное — это наши коммерческие риски…"
Виталий Южилин, похоже, не собирается предложить новым партнерам переквалифицироваться - он рассчитывает только на их деньги. В связи с этим обращает внимание: 25% "Русхима" Дмитрия Озерского принадлежат ему не напрямую, а через "Столичную трастовую компанию", все 100% его долей которой обременены залогом до марта 2025 года.
Вообще, строительство морского порта рядом с поселком Индига считается одним из арктических мифов. В частности, в начале года он стал политическим козырем неудачной попытки соединить Архангельскую область с Ненецким автономным округом. Эксперты публично не верят в реализацию проекта по весьма характерной для России причине - к месту расположения будущего порта до сих пор не догадались проложить дороги. И это не фигура речи: между селом Карпогоры, где заканчивается железнодорожная ветка, и поселком Индига 630 километров стопроцентного бездорожья.
Впрочем, "Русхимком" заявил о переносе грандиозного метанольного проекта из Усть-Луги в Арктику не на пустом месте. По данным "СПАРК-Интерфакс", с 4 декабря УК "Русхим" через "дочку" стала 100-процентным владельцем ООО "Печора СПГ". Коллеги из Ъ оценивают сумму этой сделки в 100 млн долларов, что составляет примерно 7,5 млрд рублей. Предыдущим владельцем была иностранная компания, которую деловые СМИ связывают с группой Alltech покончившего с собой в мае миллиардера Дмитрия Босова. Именно "Печоре СПГ" принадлежат Коровинское и Кумжинское газовые месторождения, на базе которых "Русхимком" собирается теперь строить комплекс по производству и морской перевалке метанола.
47news пытался получить комментарий в "Русхимкоме", нас переадресовали в петербургский офис "Печоры Девелопмент" - там работает генеральный директор "Печоры СПГ" Кирилл Цветаев, который общается с прессой. Пока он не отзвонился.
Кирилл Цветаев стал генеральным директором ООО "Печора СПГ" 4 декабря - в тот же день, когда у компании появились новые владельцы в лице Виталия Южилина, Геннадия Миргородского и Дмитрия Озерского. По данным СПАРКа, Цветаев возглавляет также ООО "Универсальный морской порт Индига" - эту компанию до сих пор связывали с планами строить порт в одноименном поселке. ООО в равных долях контролируется Южилиным и миллиардером Романом Троценко - именно он, а не Виталий Южилин считался инициатором проекта. В новой конфигурации ни компании, ни Романа Троценко нет - создается впечатление, будто Виталий Южилин с новыми партнерами решили реализовать арктическую идею Романа Троценко без него.
Лев Годованник для 47news