Структура доходов первого заражённого бюджета показала, как на самом деле дела в Ленобласти. Монополии вроде РЖД не платят налоги, но пока есть табак — этого можно не замечать. А вот у строителей с зарплатами стало кислее.

Правительство Ленинградской области подвело первую финансово-коронавирусную черту в своей жизни. Опубликована аналитическая записка об итогах исполнения бюджета за первое полугодие 2020 года. И пусть изучению доступен только период с января по июнь включительно, становятся понятны тенденции новой жизни.

Если смотреть в целом, региональные власти подбили промежуточную смету так чётко, что кажется, будто новая зараза никак на реальной жизни и не отразилась. По крайней мере, судя по бумагам, доходов собрано даже чуть больше, чем планировалось — 52,4%. Правда, если изучить детальнее, выяснится, что ковид всё же повлиял на структуру пополнения региональной казны.

Так, доля участия крупных предприятий в пополнении бюджета значительно изменилась. Правда, не особо можно проследить логику в их расчётах. К примеру, налог на прибыль организаций от ПАО "Сургутнефтегаз" увеличился сразу в 4,7 раза, а от ПАО "Нефтяная компания "Лукойл", наоборот, сократился в четыре раза.

Отрасли, пострадавшие на федеральном уровне — газовая и угольная - ощутимо сократили вливания и в кошелёк Ленобласти. Ровно в 3,5 раза меньше денежной пользы стало у Ленобласти от ПАО "Газпром", в 1,7 раз ниже пришёл налог от АО "Ростерминалуголь", в 15 раз от ООО "Сименс технологии газовых труб". Видимо, сильно хуже дела стали у энергетиков и банковского сектора: налог от Сбербанка сократился в 3,6 раза, от Ленэнергов 1,2 раза.

Очевидно, кризис станет временем, которое часть бизнеса и вовсе использует для того, чтобы пропустить финансовое бремя. Три крупных игрока — ОАО "Российские железные дороги", железнодорожная компания "РЭЙЛ 1520" и ООО "Новые коммунальные технологии" Ильи Трабера - вообще не перечислили в бюджет Ленобласти налог на прибыль. Хотя ожидалось, что с их расчётных счетов придёт как минимум два миллиарда рублей. Как ни странно, эту сумму почти полностью удалось отбить за счёт дополнительных поступлений от табачной компании ЗАО "Филипп Моррис Ижора". То ли люди стали больше курить из-за нервов, то ли просто так совпало, но плюсом пришло 1,6 миллиарда рублей.

Если же взглянуть на показатель "налог на доходы физических лиц", откроется любопытная деталь. Несмотря на все разговоры о том, что строительный сектор не пострадал, НДФЛ от него снизился на 14,1%, а в рублях — 329,6 миллиона. Грубо говоря, если взять пропорции, получится, что за первые полгода зарплата в девелопменте упала в общей массе на 2,5 миллиарда рублей.  В относительном выражении дела хуже всего в блоке производства автотранспортных средств — там отчислений с зарплат стало меньше в 2,2 раза. В живых деньгах это, правда, 114,5 миллионов рублей.

А вот за счёт чего казна Ленобласти приросла, так это за счёт акцизов на нефтепродукты и алкогольную продукцию. Так, прибыль от чёрного золота увеличилась на 10,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Произошло это, как считают в комитете финансов, из-за увеличения доли норматива распределения доходов от уплаты акцизов в бюджеты регионов до 66,6%. Причём, основной поток налогов пришёлся на поступления акцизов на средние дистилляты (печное и судовое топливо). А вот от дизельного топлива и автомобильного бензина поступлений на 7,6% и 20% меньше. Понятно, что всё из-за самоизоляции.

Поступление акцизов на спиртное увеличилось по сравнению с первым полугодием-2019 на 7,5%. Основная доля, 50,9%, приходится на продукцию крепче 9%. То есть отчислений после продажи вин и напитков с более высоким градусом в бюджет поступило на сумму 1,1 миллиарда рублей. В комфине уверены, что связано это тем, что в 2020 году акциз полностью уходит в региональную казну, а раньше половину отдавали в Москву.

Впрочем, не надо разбираться в цифрах, чтобы понять — народу с алкоголем было легче пережить это всё.

Юлия Гильмшина,
47news