47news поговорил с теми, кто строит знаковый Центр художественной гимнастики в Сочи. Проблемы с зарплатой не у всех, а кому-то и по 500 рублей на еду дают.  

Рабочие со стройки “Центра художественной гимнастики” в Сочи 7 сентября опубликовали видеообращение, а в нём попросили погасить долги по зарплате. Объект стоит 6,9 млрд, строится по программе “Газпром-детям”, где инвестор “Фонд социальных инициатив Газпрома”, заказчик “Газпром инвестгазификация”, а генподрядчик - компания “МРГТ”. Последняя нанимает субподрядчиков. Центр планировалось сдать в конце прошлого года, ждёт его Алина Кабаева.

Те, кто публично заявили о проблемах, из фирмы “Инкомтех”. 47news поговорил и с ними, и с рабочими других подрядчиков. Но для начала, видео того, как представитель МРГТ объясняет пролетариям нюансы. Смысл речи: “всё надо согласовывать с Газпромом, а это не быстро”.

фото: читатель 47news

Виктор родом из Сургута, ему 35 лет. Приехал в Сочи несколько лет назад, встретил женщину, да и остался. Дома встречают трое дочерей-школьниц. В “Инкомтех” устроился монтажником систем кондиционирования на зарплату 60 тысяч - половина по договору, половина так называемая премия. 

 - Первый раз в октябре-ноябре была задержка. Потом пандемия пришла. Нам сказали, нужно работать, оформили пропуска по городу. В апреле начались невыплаты. В июне стали выдавать по 500 рублей в день на еду.

По его словам, с работой в Адлере не густо, а эта стройка внушала доверие.

- Самая большая в Адлере. Здоровенный комплекс. Ну и приятно, что детям строим. Газпром там тот же. Думал, подвоха не будет. Миллер был два раза и другие гости. Все готовились, чтобы красиво было для них, достопочтенных. Они на “Мерседесах” приезжают, чем выше чин, тем больше. Высаживаются, делают круг и уезжают. На это время опасные работы останавливают - огневые, верхолазные. 

По подсчётам Виктора, ему должны 180 тысяч. С августа он не выходит на объект, ищет подработки в других местах. “У меня у детей школа. Еда, коммуналка. У нас она дорогая. Кто-то из парней остался, верят ещё, что расплатятся с ними, вспоминают, как в конце прошлого года, когда видео записали на построении, то сразу деньги нашлись. Сегодня мне никаких документов не дают, на стройку не пускают. Некоторые ещё верят, но огорчены и в унынии. Было 90 человек, осталась половина”. Виктор пытается написать в администрацию президента, но пока с интернетом проблемы.

В конце прошлого года на построении рабочий адресовал вопрос президенту:  

 - Владимир Владимирович, вы являетесь гарантом соблюдения прав граждан... Наши права попираются.. Нам предстоит голосовать за поправки в Конституцию, которые вы вносили ... ответьте, пожалуйста: Оно того стоит? (Пролетарию аплодируют коллеги по цеху).

видео: читатель 47news

Денису 38 лет, приехал из Омска в прошлом году, пошёл в “Инкомтех” монтажником-высотником. Объявление увидел на Авито. Во время пандемии исправно работал, а потом платить перестали – дали лишь два раза по 5 тысяч. Продержался так полтора месяца, ушёл в июне. У него трое детей, младший родился 10 месяцев назад. Квартиру снимает за 25 тысяч. Выручают детские пособия.

- А объект-то офигенный. Я в люльке работал на высоте 24 метра, механической рукой управлял. Старался всё делать хорошо. Работали с 8 до 6 шесть дней в неделю. Я даже не ожидал, что может быть такое разгильдяйство - нам гарантировали, что не обманут. Плюс постоянные изменения в проекте, сегодня делаешь одно, завтра переделываешь. А ведь демонтаж тоже нужно подписать. Руководство нам запудрило мозги, - уверен он.   

По его словам, все понимали, что это центр федерального значения, что его курирует Кабаева. В итоге у Дениса долгов под двести тысяч. “Пришлось кредит брать, чтобы перекрыть”. Из воспоминаний - давали выходной, когда люди из Газпрома приезжали.

34-летний Андрей родом из Ростова-на-Дону, на стройке два года. Начинал в предшественнике “Инкомтеха”, компании “СПС”. Ему должны 170 тысяч.

- На что жили? Накопления какие-то были. Потом подкидывали по две-пять тысяч. Подпитывали, когда вера терялась совсем. Я слышал, что со сметами проблемы. Вроде другую фирму сейчас МРГТ заводит. У меня-то положение ещё ничего. А ребята, которые в общаге живут,  в кредиты, в долги залезли.  

фото: читатель 47news

31-летний Вадим работал монтажником в фирме “БИС”, занимался системами отопления и водоснабжения. Ранее трудился на строительстве трассы “Формулы-1” в Сочи. На стройке центра в Адлере отработал год, уволился в августе. По его словам, зарплату не задерживали, но перспектив он не увидел.

- В плане проектов сначала одно, потом другое, потом третье. Делаем, приходит комиссия, говорит - переделывайте. Сносим, делаем, опять сносим, утилизируем. Топтание получается.    

Тимур - инженер, работает в компании “Сити-фейс” на остеклении фасадов. На знаковой стройке уже 2,5 года. Сам из Оренбурга, в Сочи приехал после Петербурга. Задержек в зарплате у него не было, но про другие фирмы в этом контексте слышал. 

- Стройка большая, много факторов. Кто-то может перекинуть деньги с другого объекта, а кто-то целенаправленно зашёл только сюда, им сложнее.

- Говорят, людей в целом на стройке намного меньше стало?

- Точно оценить не могу, но визуально меньше. Думаю, коронавирус повлиял, сложно было, многие разъехались - Новосибирск, Екатеринбург, Москва.  

Одной из причин снижения темпов Тимур назвал локальные изменения концепции, вносимые заказчиком. Миллера он видел, говорит, было три-четыре машины, а стройку останавливали на три часа. 

Ирина работает три месяца в фирме “Регил”, что занимается внутренней отделкой в гостинице. С зарплатой, говорит, проблем не было. Её коллега Дмитрий солидарен: “Мне всё нравится. А проблемы были у тех, кто видео записал”, - коротко ответил он. Михаил из той же компании доволен: “Мы здесь 11 месяцев. Есть проект, работаем, материалы отличные”.

Нашёлся и категоричный спикер. Константин из бригадиров компании “БИС”. 

- Люди не хотят работать! Порой и не умеют. Приходят по объявлению, говорят, я сантехник. Ну да, унитаз от раковины отличает, а даёшь чертёж строительный, так у него глаза круглые. В наше время ПТУ заканчивали, чтобы работать. Что касается освоения средств, то никому не выгодно не закрывать объёмы, это федеральные деньги. Проекты меняются, да. На любой стройке так. Глобальных же изменений нет. Унитаз чуть левее поставить проблем не составляет. Сразу всё не предусмотришь, - считает он, добавляя про инспектирующих: - Когда большие люди приезжают - они не в сарафанах и шортах, а в касках. Люди выключают перфораторы на пару минут и всё.      

Тимофей работал в “БИС” с октября по июнь. Официальную часть зарплаты ему не задерживали, а премию бывало и на месяц. Он дождался всех денег и уволился. 

- Про объект плохого не скажу. Всё на уровне. Но такая политика партии… Приезжает одна мадам и ей не нравится. Переделываем. Снос-перенос. В бассейне плитка на стенах и в хамаме не понравилась. Всё отодрали. Представьте объём. 

Специалисты, знакомые с ситуацией, предполагают несколько системных проблем. С ростом сроков строительства выросла себестоимость. Для продолжения авансирования подрядчиков МРГТ настаивает на закрытии выполненных объемов, то есть необходимо подготовить исполнительную документацию. Но есть мнение, что требования к ней, возможно, завышены. Кроме этого, нужно согласовать смету, а с этим тоже, говорят, сложности. Формально же система устроена таким образом, что у Газпрома всегда есть возможность отстрелить подрядчика как тепловую ловушку, предполагают участники рынка - всё в рамках правового поля со ссылкой на то, что подрядчики не выполняют условия по договору.  

Связаться с гендиректором компании “Инкомтех” Надеждой Захаровой на момент подготовки публикации не удалось. Гендиректор МРГТ Татьяна Савостенок на звонки не ответила. Гендиректор “Газпром инвестгазификации” Юлия Врублевская в разговоре с 47news вежливо переадресовала все вопросы в Газпром, как к “держателю программы “Газпром-детям”. Директор “Фонда поддержки социальных инициатив" Газпрома Владимир Приймак сообщил, что тема исчерпана. На уточняющий вопрос, каким образом, уточнил, что исчерпана в разговоре с ним. Загадка. После последнего нашего разговора сбрасывает звонки член правления Газпрома, начальник департамента по управлению имуществом Елена Михайлова. Вопрос-то по большому счёту один - когда в Сочи закончат.   

Виктор Смирнов,
47news

Контекст:

Федеральная программа строительства ФОКов находилась в контуре ответственности бывшего гендиректора "Газпром межрегионгаза" Кирилла Селезнева. "Газпром инвестгазификация" является дочерней Межрегионгазу. У Селезнева на этом направлении стоял ответственный за капстроительство и инвестиции Анатолий Еркулов, а рядом - начальник департамента по управлению имуществом и корпоративным отношениям Елена Михайлова. Одновременно Еркулов возглавлял "ГиГ". Уход Селезнева с поста совпал с усилением позиции Михайловой на этом направлении. Сам Еркулов не так давно занял должность замгендиректора нового мега-подрядчика монополии - компании "Газстройпром". В разговоре с 47news Еркулов отмечал, что после его ухода выполнение программы резко замедлилось, и назвал ошибки нынешнего менеджмента. Если вкратце, его мнение: “...всё полетело в тартарары”.