Владелец промзоны "Лесное" хочет пользоваться железной дорогой "Лукойла". Там тоже хотят, но по-другому. УФАС уже предупредило дважды.
В Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области 25 августа начался судебный процесс между компанией "Лукойл Северо-Западнефтепродукт" и областным управлением Федеральной антимонопольной службы. "Лукойлу" не нравится предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, в отношении "Управляющей компании Кедр" (владелец промзоны "Лесное") от марта нынешнего года. Сотрудникам УФАС не нравится тактика "Лукойла".
Тяжбу инициировал "Кедр", который второй раз подряд пожаловался в антимонопольное ведомство на "Лукойл" - нефтяной гигант не дает ездить по своему участку железной дороги на тех условиях, которые "Кедру" нравятся, отчего до магистральной ветки ему никак не добраться.
"Кедру" принадлежит промзона "Лесное", которая расположена на территории Куйвозовского сельского поселения, в 35 километрах от Петербурга, и гордится собственными резидентами: логистический центр "Газпрома", заводы по производству асфальта и строительных смесей. А также электро-, газо-, водоснабжением и железнодорожной веткой, примыкающей к магистральной в районе станции Орехово.
Железнодорожная ветка, описанная на сайте "Лесного", конечно, принадлежит "Кедру", но не совсем. Часть ветки находится в собственности ООО "Лукойл Северо-Западнефтепродукт", и эта часть, как назло, располагается между промзоной и Орехово. Попасть на магистральную железную дорогу с "Лесного" можно только через участок, принадлежащий "Лукойлу".
Областное УФАС позицию "Кедра" поддерживает:
- Лукойл" устанавливает различные требования, каждый раз в новой редакции. Нашими предупреждениями мы пытаемся их скорректировать. Такие условия ухудшают положение "Кедра", хотя это ничем объективно не обосновано, и вообще, честно говоря, я не понимаю, зачем им это. Получается игра в бесконечность - мы выдаем предупреждение, они, вроде, соглашаются, но каждый раз формулировки остаются неоднозначными, - заявил автору статьи заместитель руководителя управления Руслан Абейдуллин.
В прошлом году "Кедр" в первый раз пожаловался в УФАС на своего железнодорожного соседа. Мол, договор о порядке следования по железнодорожному пути необщего пользования, который "Лукойл" предлагает, нарушает законные права и антимонопольное законодательство. Речь шла о восьми пунктах договора, включая стоимость проезда одного вагона, которые, по мнению "Кедра", навязывали ему невыгодные условия. Антимонопольщики согласились с доводами заявителя и направили "Лукойлу" первое предупреждение, где содержалась настоятельная рекомендация откорректировать спорные пункты. В "Лукойле" послушались, откорректировали и даже приложили к новому проекту договора документ из областного комитета по тарифам и ценовой политике, в котором было четко указано: стоимость услуги за пропуск вагонов по путям "Лукойла" не должна превышать 3655 рублей и 85 копеек за 1 вагон.
Прочитав проект договора во второй редакции, представители "Кедра" даже не стали возражать - сразу пожаловались в антимонопольное ведомство повторно. Чем, кстати, вызвали эмоции у юридической службы топливной компании: даже в исковом заявлении чувствуется возмущение - мол, "Кедр" не пытался с нами ничего согласовывать, а сразу побежал жаловаться.
Результатом стало новое предупреждение с требованием изменить содержание очередных двух пунктов договора. Второе содержит прогноз.
- Мы надеемся, что успешно отсудимся, пройдем апелляцию, после чего возбудим дело о нарушении антимонопольного законодательства, если "Лукойл" не изменит свою позицию и не исполнит предупреждение. Если подтвердится нарушение, возбудим административное производство и назначим штраф, - прокомментировал замруководителя УФАС Руслан Абейдуллин.
Представитель "Лукойла" в исковом заявлении возмущается: как, мол, можно называть нарушением антимонопольного законодательства попытку согласовать договор. "Даже если бы мы и хотели навязать "Кедру" невыгодные для него условия, мы просто не успели это сделать - предложили новую редакцию договора, а вместо разумного в таком случае ответа со встречными предложениями получили второе предупреждение от УФАС", - говорят в компании.
"ООО "Лукойл Северо-Западнефтепродукт" не навязывало ООО "УК Кедр" каких-либо невыгодных условий договора, в адрес ООО "УК Кедр" был направлен только проект договора №1 о порядке следования железнодорожного пути необщего пользования… От ООО "УК Кедр" в адрес "ООО "Лукойл Северо-Западнефтепродукт" не было направлено каких-либо замечаний, писем, предложений, протокола разногласий, редакции к проекту договора №1 о порядке преследования по железнодорожному пути… Только подготовка проекта договора, содержащего невыгодные для контрагента условия, а также направление предложения о заключении договора не может являться нарушением…", - юридически корректно выражена эмоция в исковом заявлении.
По мнению представителей топливной компании, они не создают никаких препятствий деятельности "Кедра" и потому антимонопольное законодательство не нарушают. Иск, соответственно, заканчивается пожеланием признать предупреждение УФАС недействительным.
Попытка получить комментарий у представителей топливного гиганта не увенчалась успехом. Как ни странно, довольным выглядит только инициатор заварушки стопроцентный владелец ООО "УК Кедр" Юрий Кожемякин.
- О, мы с большим удовольствием! Мы уже подготовили материал для статьи во всех центральных газетах и на телевидении, и с радостью воспользуемся вашим предложением, - бодро сообщил и добавил, - но дней через десять, когда придет ответ от "Лукойла"…".
Отметим, что декларирующий непримиримую борьбу с "Лукойлом" глава "Кедра" Кожемякин совсем не чужой для топливной компании человек. Как писали наши коллеги, в 1990-е он владел сетью из 13 автозаправочных станций, парком бензовозов и нефтебазой под брендом "Балтийский торговый дом". В 2000-х годах Кожемякин продал свой бизнес структурам "Лукойла", а в 2013-м деловые СМИ уже сообщали о создании промзоны "Лесное" с далеко выходящими за границы региона планами - сообщалось, в частности, об открытии "Кедром" представительства в Гамбурге с целью привлечения бизнесменов из Европы.
Стоит добавить, что дорожная тема для "Лукойла" в нашем регионе традиционно болезненная. Пару месяцев назад Виктор Чуйкин, владелец одной из крупнейших в России частных железнодорожных компаний ООО "Технотранс", осознал невозможность договориться с руководством ООО "РПК-Высоцк "Лукойл II" об использовании принадлежащей ему автомобильной дороги. Она необходима была "Технотрансу" для строительства зернового терминала в порту Высоцк. Но Виктор Чуйкин жаловаться в государственные органы не стал, а, по нашим сведениям, решил построить новую дорогу специально для будущего терминала.
Лев Годованник
для 47news