На Северо-Западе строят первую в стране трассу из особого состава. Дорого, но “первые 12 лет только пыль сдувай”. 47news взял цифры и прикинул бетон к асфальту.

К 30 августа должен быть готов экспериментальный участок дороги в Зеленоградском районе Калининградской области. Новость в том, что это первая в стране трасса из фибробетона. 20 августа на месте побывал уже и губернатор Калининградской области Антон Алиханов. Протяжённость отрезка всего два километра, но в перспективе за проектом структурные изменения в отрасли. По крайней мере, так говорят сами местные чиновники.

Фибробетон - разновидность цементного бетона, композитный материал для монолитного строительства. Фибра - микроарматура, армирующая бетон во всех плоскостях, повышает прочность, ударостойкость и снижает образование трещин.

Дорога из цементобетона стоит на 10-20% дороже асфальтовой, служит примерно в три раза дольше. Так, асфальтовое покрытие требует текущего ремонта раз в 3 года и капитального раз в 12 лет. Для цементной дороги текущий нужен раз в 12 лет, капитальный - раз в 30. С учётом разницы в цене, на круг - содержание дешевле.        

На примере ремонтируемого отрезка в Калининграде посчитали: стоимость участка из асфальта составила 71,3 млн рублей, из фибробетона 89,7 млн. С учётом эксплуатационных затрат традиционный вариант обойдётся в 95 млн, а бетонный в те же 89,7 млн.    

Примечательно, что ныне реконструируемая дорога была построена 80 лет назад Германией, тогда ещё на территории Восточной Пруссии. И тоже из бетона. С тех пор её не ремонтировали. Кстати, помимо гражданских машин по дороге периодически проезжает гусеничная техника из воинской части неподалёку.

Опытно-экспериментальный участок из фибробетона строится в смысловых рамках пожеланий Минтранса о внедрении инновационных технологий при строительстве и ремонте дорог. Реконструкция отрезка внесена и в программу “2019-2021” правительства Калининградской области с той же пометкой “внедрение инноваций”. На месте строительства на прошлой неделе побывала министр развития правительства Калининградской области Елена Дятлова. А в конце июня был разыгран конкурс на обустройство еще одной дороги материалом из фибробетона “Зеленоградск - Заостровье”. Отметим, что источником финансирования определён областной бюджет, то есть инициатива идёт от региона.  

Антон Алиханов (в центре)

По сути, новый участок - испытательный - на нём проверят, как поведёт себя материал в климатической зоне Калининграда. При этом известно, что, например, солёный морской воздух не оказывает воздействия на этот бетон. К слову, при строительстве асфальтовой дороги используются продукты нефтехимии - при нагревании солнечными лучами они начинают выделять неприятные соединения. В цементобетонном покрытии токсичные вещества не используется.

Отметим, что бетонные дороги для нероссийского мира вовсе не новация. Технология применяется в Китае, США и Европе.  Отдельный вопрос прочности - такие трассы не деформируются от проезда большегрузов и не образуют колеи. Есть и нетривиальное преимущество: бетон значительно лучше отражает свет, и, как следствие, трассы из него требуют меньших затрат на освещение. Сцепление тоже лучше из-за специальной технологии насечек.  

Ретроспективно, бетонные дороги пробовали строить в Советском Союзе в середине прошлого века. Но через пару десятков лет от технологии отказались. Причинами стали некачественный цемент и отсутствие герметизирующих материалов и специальных добавок.   

По словам директора филиала компании “Возрождение” Александра Изотова, для строительства дорог из фибробетона нужна высокая культура производства (автор чуть не написал – быта).

- Когда кладётся асфальт, то есть время на исправление ошибок. Он и укатывается как минимум три раза. В случае бетона идём одним проходом, ошибаться нельзя, через три часа бетон уже формируется. Но если уложили правильно, то это надолго. Если на пальцах объяснять, то внутри полимерная фибра сверху донизу, как матрица, - рассказал строитель.

- Тогда откуда у вас специальные кадры?   

- Если постепенно переходить на эту технологию, то и кадры в процессе появится.

- Техника российская есть?

- Нет, лидеры сегодня США и Германия.

Как рассказал 47news президент “Ассоциации бетонных дорог”, профессор столичного госуниверситета "Строительства и эксплуатации дорог" университета Виктор Ушаков, строительство бетонных дорог в СССР остановилось по причине дефицита цемента. 

- Бум был в 70-е, строили в Новосибирске, Москве, Волгограде. Но потом нефть пошла, битум. И мы на 30 лет отстали. Китай и США уже целые сети построили. Тем временем у нас кратно возросла интенсивность движения. В Петербурге на КАД, к примеру, каждый год колея образуется и ремонт каждый год. Скоростных магистралей почти нет, а ведь надо идти на восток. По нормативным документам тоже отставание, только сейчас мы создали типовые проекты. Можно строить и первые 12 лет только пыль сдувать, - уверен Ушаков.

- Минтранс проникся? Есть там лобби от асфальта? 

- Лобби битумное, конечно, есть. Но мы предоставили расчёты и уже перековали Минтранс в свою веру. Производство цемента есть во всех регионах, и они загружены примерно наполовину. Нефтяники же выжимают из нефти всё, а потом “пустой” битум продают. За последние пару лет цены раза в два выросли. Вот экономию на этой технологии надо отдавать на содержание и ремонт асфальтовых.

В Ленобласти с дорогами пока асфальтово.  

Виктор Смирнов,
47news