Чтобы узнать правду о себе, губернатор взял первое интервью в своей жизни. Журналист 47news рассказал ему, как он достал подчиненных. Так Дрозденко покончил с ревностью.

История произошла на днях вечером в одном из кабинетов правительства. Не в губернаторском. Иначе звонки и заглядывающие чиновники постоянно выбивали бы из разговора. Губернатор входил в нужную роль недолго.           

- Ты была свидетелем всех событий, которые происходили в Ленобласти на протяжении последних лет. На твой взгляд, Дрозденко образца 2012 года и Дрозденко-2020, сильно отличаются? – для разминки спросил меня Александр Дрозденко 

- Я помню первое впечатление о Вас как о губернаторе. Это был большой аппарат, и я спросила у одного из ваших замов: "А что, теперь всегда так будет?". Меня поразило, как мало было в речи цитат, за которые можно было ухватиться. Он сказал, через пару недель освоится и всё будет иначе. И действительно – завертелось, и не может остановиться. Так что если о плюсах, за это время Вы только увеличиваете энергию, - ответила я. Я – это журналист Юлия Гильмшина.

- Это да. Помню, Валерий Палыч в последние годы мог, например, сказать нам утром в понедельник: "Аппарата не будет". Или в пятницу: "Сегодня работайте по своему графику". Так, ну а минус?

- Я застала Сердюкова под конец его карьеры, и в его речи часто мелькала фраза "динамично развивающийся регион". Мне кажется, если человек её произносит, это индикатор усталости. В последнее время стала замечать, что Вы её повторяете. И у меня встречный вопрос: Вы-то не устали?

- У тебя в одной статье прозвучало, что я вряд ли думал, что пойду ещё на пять лет в губернаторы. Честно говоря, если работать в этом же режиме, то, конечно, устал. Но хочу спросить другое. Зачастую, когда мы говорим "правительство области", подразумеваем Дрозденко, а когда говорим Дрозденко, подразумеваем "правительство области". Это плохо?

- Безусловно, плохо. И основная проблема, что Вы один на этом балу. Мне часто кажется, что если кто-то и появляется, Вы начинаете ревновать. Обратная сторона - случись что, какая-то серьёзная ситуация, Вам даже некого будет послать разбираться. Но Вы не одиноки в России. У нас так принято. Если люди пишут про выбитое стекло, то сразу Путину. Да и в бизнесе тоже самое. Мы вот, например, говорим - "Банк Санкт-Петербург", подразумеваем хозяина банка Савельева.   

- Я и не говорю, что это хорошо. У меня был недавно серьёзный разговор с главами районов. Сказал, рассчитываю, что команда – это когда люди не боятся брать на себя ответственность.

- Иногда люди даже не хотят связываться. Вернее, не связываться, а брать инициативу. На каждом уровне порой удобнее стоять у кого-то за спиной. Это неплохо, если они спину готовы прикрыть.  

- А вот группа товарищей – Москвин (вице-губернатор), Ялов (вице-губернатор), Петров (глава администрации) - разве ты не видишь, что они готовы брать ответственность?

- За полгода дважды видела, что Москвина Вы отправляли на строительные митинги. На этом всё.  

- Имеешь в виду, нет такого, чтобы кто-то из них сам вызвался?

- Пожар, взрыв, теракт – это жизнь в любую минуту. Вы вечно сами берётесь. Думаю, оттого, что Вы сами уверены – если что, на броневике Вы лучше справитесь. И это так, но если они не ныряют в гущу проблемы, где кругом люди, где надо иметь совсем другую риторику, то откуда возьмется практика, убедительность.  

- Честно скажу, добровольцев нет, это правда. Но это, скорее, общая проблема. Посмотри на соседей. Там что ли есть добровольцы?

- Мне легко быть не дипломатом. У соседей, как Вы говорите, не будем показывать пальцем, такой проблемы – нет. Потому что нет губернатора.

В этот момент Александр Дрозденко поморщился, мол, зачем я так.

- Это мое мнение, - сгладила я.  

- Я бы посоветовал сам себе чуть-чуть поменяться в этом плане. Нужно кого-то выставлять с шашкой наголо. Думаю ввести должность председателя правительства. Ты бы ввела?

- Извините, я это слышала пять лет назад. Мне кажется, Вы на это не пойдёте. Иначе у Вас будут постоянные конфликты. От того, что ушёл Перминов (вице-губернатор – ред.), амбиции коллег ровнее не стали.

"Меня слишком много"

 - Да уж, сложно. Посмотрим. Тебе не кажется, что сейчас такое время, когда не везде и нужны яркие люди?

- Давно такое чувство стабильности. Посмотришь и кажется, что нужны просто добросовестные исполнители. Но не так это. Приведу легкий для себя пример. Представьте себе, что 47news или "Фонтанка" каждый день честно дает норму новостей. Даже в знаках препинания не ошибается, а Вы ни разу не усмехнулись, не разозлились. Вам не интересно, Вы перестаете читать. Яркие люди обязательно нужны.     

- Но тогда получается, что мы во всех сферах будем зависеть от того, повезло кому-то с губернатором или не повезло?

- Так и есть. Мне кажется, ещё 5-10 лет - и Вы со своей импульсивностью уже не будете вписываться в общую массу. Как капитан футбольной команды, по полю будете бегать, пинать спортсменов, а не мячик с ними вместе. С трибун может раздаться смех и даже свист. 

- Бывает, я уже практически не вписываюсь. Была пару недель назад ситуация. Стоял на сцене в Выборге, должен был вручить детям подарки. Сцена высокая, ступеньки высокие. Выходит девочка пяти лет. У меня первая эмоция - спрыгиваю со сцены. Тут же в сети пошло - "что это за губернатор, прыгает, как не пойми кто". Так и написали - он не вписывается в систему. У меня иногда возникает вопрос, как после таких поступков я выгляжу со стороны?

- Наверное, каждый задает себе этот вопрос. Но Вы же прекрасно знаете, что всем хорошим не будешь. Вам бы давно прекратить об этом думать. А то, что кто-то там что-то написал, так о большинстве других кто не написал, Вы же не подумали. По мне, так надо спрыгивать было. Что подумают обо мне – признак провинциальности.  

- Я уже понимаю, что сегодня искренность не приветствуется. Взять тот же Instagram. Я стараюсь отвечать на все вопросы, переспрашиваю замов. Бывает, строители затягивают сроки, а на меня кричат: вот, обещали одно, вышло другое. Начинаешь думать, может, давать ответы, как положено, мол, "есть нормативные сроки"?

- Можно, но не нужно. Во-первых, люди почувствуют, что Вы отписываетесь. Во-вторых, Вы сами долго не продержитесь на "нормативных сроках".

- Почему?

- А как курильщик, который раз в месяц бросает курить.  

- Возьмём любое событие, День Флага, к примеру. В области мероприятий больше и они интереснее, а телевизор вечером включишь - 90% сюжетов про Санкт-Петербург, и уже в конце – минутку про Ленобласть. Это разве не вызывает вопросы?

- Это просто. Есть несколько кругов нашего мира. Один – внутри Садового кольца. Второй – внутри КАДа. Остальное – Россия. Будто на большой географической карте. Внутри этих двух кругов человек обречен. Вот Вы спрыгнете на Дворцовой с трибун к той выборгской девочке – и целый день все будут крутить. А если упадете с трибуны на Дворцовой, то это уже Евроньюс. К тому же в Ленобласти, то есть в России, слишком большой разбег территории. В городе доехать с Васьки до Петроградки, до центра – 20 минут. Попробуй добраться до Подпорожья или Выборга. Уехал и ага.

- Не только же в этом дело?

- Не только. Большинство СМИ заточены на здравицы, особенно районные. Легче написать, как Дрозденко перерезал ленточку, чем добежать до Вас же и сделать другую новость. Общая усталость, как с "нормативными сроками". Вам надо и тут всех пинать. Но Вы же не сороконожка.

- Это да. Слушай, а не слишком ли много меня вообще в области?

- По сравнению со всеми остальными, Вы заполняете всё пространство. Хотелось бы, чтобы был кто-то ещё, но этого кого-то, видимо, Вы и должны взрастить.

- Я смотрю на нескольких человек из правительства, кого отправил управлять районами. Я же прекрасно понимаю, что моя задача сделать так, чтобы областью и в последующем руководили выходцы из области. Система московских технократов, когда людей со стороны бросают на регион, не всегда эффективна.

"Всех достал"

- На твой взгляд, человека не совсем со стороны и не совсем снаружи, чего нам не хватает?

- Двигаться в плоскости бюрократии можно до бесконечности. Но настоящее развитие происходит за счёт идей, смыслов извне. У Вас есть люди вне этого здания, не бизнесмены, те знающие концепцию исторического развития, культуры, кто посоветует за чашкой коньяка? Условные Сокуровы у условного Ельцина. Не замечала.

 - Очень мало времени на общение, но пара таких есть. С другой стороны, их советы не совсем годятся, практика давно иная. Или как?

- Пара Сокуровых – это даже многовато. А то, что Вы как практик о практике, то культура в историческом ее понимании – это не про это. 

- Ты про то, чем я запомнюсь в истории?

- Вы же сами как ответите? Мол, запомнюсь тем, что при мне на карте появились новые города. Года через три-четыре они обретут вид цивилизованных. Кудрово уже близко к этому, как бы его ни критиковали. Но я имею в виду не благоустройство площадок, а некую сверх идею. К примеру, настало время продвинуть Старую Ладогу на место столицы Древней Руси, тем более, что это так и было. Киев, кстати, уже не котируется на эту роль. 

- Пока как-то не думал, не до этого.  

- Впереди пятилетка.

- Скажи честно, я лишней энергией достал уже всех до печёнок? Имею в виду глав районов и своих замов? Или, в принципе, как руководитель комфортный для них?

- Мне кажется, Вы, конечно достали всех, потому что названиваете до полуночи. Но если этого не будет, не будет ничего.

photo_2020-08-09_17-33-57.jpg Фото: Сергей Вдовин

"Таких как я осталось немного"

- Мне иногда кажется, Вас в Петербурге знают, а дальше, скажем, Всеволожска уже гораздо хуже.

- Нет, узнаваемость-то по области у меня неплохая. Отношение ко мне разное.

- Вы на всё так бурно реагируете. Александр Юрьевич, проголосуют, альтернатив нет.

- Я по-другому, видимо, уже не умею. Наверное, таких как я, осталась немного. Но у нас невозможно быть столичным губернатором. А меня на столе давно болтается книжка "Столичный чиновник". Это табель о рангах, какой чиновник за что отвечал, как его можно было наказать, какая была структура управления. А в нашей системе координат не работает. Там была жёсткая вертикаль управления. А у меня?

- Если вспомнить про отличия за последние восемь лет, я помню, когда в Ленобласти было много удельных княжеств. И муниципал мог легко послать вице-губернатора. Было такое... Все говорили: "Валерий Палыч - жесткий руководитель", а половина Волхова вообще ему не подчинялась. А Худилайнен в Гатчине? А Самохин во Всеволожске? А Хиль в Луге? Тихвин с Кирьяновым? Сегодня трудно представить, чтобы кого-то из ваших замов куда-то не пустили в районах. Сегодня я не могу навскидку назвать какие-то локации, где есть серьёзные конфликты с региональной властью. Даже если есть, выпячивать не будут.

- Я за разумный баланс и за то, чтобы в районах были лидеры. Но такие, чтобы были вписаны в систему. Что им добавить?

- Не давите людей, если они будут высовываться. Не нужно ревновать. Ревность – показатель неуверенности.   

- Не буду. Правда. Наверное, я это уже перерос. Да, наверное, перерос. Когда-то надо было перерасти. Есть такая версия, что каждый лидер боится, что кто-то его подсидит.

- Один вопрос можно?

- Валяй.

- Вы боитесь?

- Нет. Мне нечего и некого бояться.

Завтра в это же время на 47news – второе интервью Александра Дрозденко. Отвечать будет уже один из его ближайших заместителей.

Беседовал Александр Дрозденко
специально для 47news