Третью неделю на свалке под Колтушами чрезвычайное положение, а вокруг тишина, и мусор на месте. А начинал вице-губернатор Ильин громко. 47news взлетел над причиной его тревог и нашёл того, кто знает, почему всё замерло.
В правительстве Ленобласти 25 марта прошло межведомственное совещание на тему борьбы с нелегальными свалками. Вёл его губернатор Дрозденко, присутствовали представители профильных комитетов и ведомств. В администрации же Заневского поселения Всеволожского района 27 марта пройдёт заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям. Повестка - борьба с нелегальными свалками. Затем планируется создать рабочую группу на уровне района. В неё войдут главы поселений, полицейские и сотрудники госэконадзора. А Следственный комитет Ленобласти к вечеру 25 марта возбудил уголовное дело по статье 247 УК "Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, создавшее угрозу причинения существенного вреда окружающей среде". Дело касается свалки площадью 1,8 гектара на улице Колхозной в деревне Старой. Там 6 марта объявлен режим чрезвычайной ситуации.
Протекает ЧС тихо и размеренно. Площадка около года периодически горела. Объявили "чрезвычайку" внезапно и шумно: на место выехали сотрудники МЧС, госэконадзора, передвижная экологическая лаборатория, Росгвардия, полиция, Следком и техника повышенной проходимости. В правительстве региона прошла раскалённая встреча. Инициировал и возглавил поход недавно назначенный вице-губернатор Ленобласти по безопасности Михаил Ильин.
47news посмотрел с воздуха на точку приложения их усилий. Никакой суеты, движения и техники нет. У въезда лишь одинокая “Газель” с одинокими полицейскими.
Заметим, что более всех от этой истории сегодня изнемогают сотрудники МВД. По данным 47news, наряды меняются два раза в сутки. Из машины не выйти, вокруг грязь и жижа, магазинов в окрестностях нет. Такая вот своеобразная самоизоляция.
По словам одного из сотрудников всеволожской полиции, на свалке действительно абсолютно ничего не происходит. “Ни плохого, ни хорошего. После столь пристального внимания мусор возить перестали, но вывозить его никто не торопится”, – заметил собеседник, и журналист ему верит.
По процедуре, надо подсчитать ущерб почвам. Это задача регионального комитета по госэконадзору. Параллельно оценивается класс опасности мусора и примерное количество кубов для вывоза. Исходя из заключения, делается калькуляция расходов на транспортировку и утилизацию на лицензированном полигоне. После этого правительство выделяет средства. Собственно, ради этого и объявлялась ЧС. По предварительной информации 47news, речь может идти о сумме в размере 200 миллионов рублей.
Сотрудники всеволожского Следкома кружились рядом. С введением ЧС они начали доследственную проверку. Вариантов было немного - на свалке должны быть обнаружены химические или радиационные, либо биологические отходы (например, из больниц). Исходя из логики, что-то из этого нашлось. При этом, по предварительным данным, площадка принимала строяк - дерево и бой бетона.
Фото: Следственный отдел СК Ленобласти по Всеволожскому району
Надзирает за ситуацией, естественно, прокуратура. Синие мундиры изучают, как власти Колтушского поселения дошли до жизни такой в части земельного контроля.
Что касается генезиса самой свалки, то она принадлежит физлицу Евгению Тищенко. Участок с видом использования “земли промышленности” он приобрёл в 2019 году за 7 миллионов рублей, что раза в два ниже рынка. По словам коммерсанта, на нём уже был строительный мусор вперемешку с грунтами. Приём строяка Тищенко не отрицает, но настаивает, что принимал немного. В планах же якобы было получение лицензии Росприроднадзора на транспортировку, приёмку и переработку отходов 4-5 классов опасности. Пожары собеседник считает поджогами и происками конкурентов с высокопоставленными покровителями.
- Я вообще не понимаю, с чего это началось. Природоохранная прокуратура к нам претензий не имела. Мы порядок там начали наводить как раз, раскатывать мусор, но потом госэконадзор отобрал экскаватор. А сейчас меня на участок и вовсе полиция не пускает, - рассказал коммерсант, добавив, что обратился за помощью в прокуратуру Ленобласти.
Председатель комитета госэконадзора правительства Ленобласти Алексей Рылеев на звонок 47news не ответил. Глава администрации Колтушского поселения Анна Комарницкая была не на связи. За неё ответил глава поселения Эдуард Чирко. По его мнению, всё замерло на Колхозной из-за борьбы с коронавирусом.
- Ничего не происходит, потому что другая напасть. Сейчас не до свалок. Деньги могут понадобиться для борьбы с этой заразой. Тем более президент объявил следующую неделю нерабочей, кому вывозить? А свалка не горит, пост выставлен, - отметил Чирко.
По словам главы администрации Всеволожского района Андрея Низовского, ситуация под контролем.
- Ждём активизации работ по вывозу отходов с площадки на Колхозной. Если в целом, бороться будем комплексно, поскольку масштабы незаконных свалок удручающие. Такое ощущение, что лишь бы за КАД всё вывезти и бросить, - видимо намекает на городских мусорообразователей чиновник, добавляя, что скоро ещё и дачники из Петербурга поедут.
Штрих: результатом работы упомянутой в начале материала рабочей группы должен стать “поэтапный и радикальный план по борьбе”. Кажется, по смыслу это разные вещи.
Виктор Смирнов,
47news
Следственный контекст:
Как сообщила пресс-служба СК Ленобласти, на участок рядом с деревней Старая свозились остатки строительных материалов, автомобильные покрышки, бой железобетонных изделий, газобетона, шлакобетона и сантехники, детали мебели, древесные и полимерные отходы, бывшие в употреблении запасные части для автомобилей, канистры с остатками горюче-смазочных материалов, фрагменты металлических профилей и гипсокартона, детали телевизоров, осколки стекла и керамической плитки и другие.