Сухогруз "Михаил Дудин" утром 23 марта в третий раз за год зашёл в Большой порт Санкт-Петербург, а перед этим в течение трёх суток простоял под выгрузкой в порту Усть-Луга в Кингисеппском районе Ленинградской области. В областной порт судно доставило партию обеднённого гексафторида урана (ОГФУ). Объём партии стандартный — 600 тонн. Заход в Усть-Лугу с этим грузом для "Михаила Дудина" стал тестовым. Прежде этот груз принимал Петербург.

К "Михаилу Дудину" привлечено внимание "зелёных", начиная с осени 2019 года. Тогда стало известно, что на этом судне в рамках контракта с "Росатомом" из Европы в Россию доставляются контейнеры-цистерны с обеденным гексафторидом урана (отход, который остаётся после обогащения природного урана для производства ядерного топлива, в России научились доизвлекать из него полезный уран). Самым медийным заходом "Михаила Дудина" в петербургский порт стал тот, что состоялся 28 ноября . СМИ сообщали, что сухогруз доставил в город первую партию "урановых хвостов". Хотя с июня по ноябрь 2019 года сухогруз десять раз без шумихи заходил в российский порт.

Во время обсуждения безопасности перегрузок контейнеров с ОГФУ на терминале АО "Морской порт Санкт-Петербург" на Гутуевском острове и организации отправок специального состава по железной дороге через густонаселённые районы мегаполиса экологи и часть депутатов Заксобрания Санкт-Петербурга (в том числе и от партии "Яблоко) предложили рассмотреть областную Усть-Лугу в качестве альтернативного порта для "Михаила Дудина". Проработать возможность включения Усть-Луги в логистическую цепочку при доставке сырья с завода Urenco в немецком Гронау до обогатительного производства в Свердловской области было решено в декабре при инспекции петербургского порта городскими чиновниками, депутатами и представителями "Росатома".

Тестовый заход "Михаила Дудина" с урановыми хвостами в Усть-Лугу также не остался без внимания экологической общественности. При этом стал повторяться петербургский сценарий. Только на этот раз "зелёные" и представители "Яблока" просили не считать Ленинградскую область второсортной территорией, а также провести в порту в Лужской губе оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Казус заключается не только в том, что сначала сами предлагают альтернативу, а потом ее же и критикуют. Но и в том, что ОВОС разрабатывается либо в рамках проектной документации для объектов капитального строительства, либо в соответствии с федеральным законом "Об экологической экспертизе". При этом сам процесс транспортировки не является "объектом капитального строительства".

- Транспортирование каких-либо грузов, в том числе ядовитых, взрыво- и пожароопасных, а также радиоактивных не требует разработки ОВОС. Перевозчик гексафторида урана должен иметь лицензию на транспортировку радиоактивных грузов. При получении лицензии он (транспортировщик) заявляет о намечаемой хозяйственной деятельности и оценивает воздействие на окружающую среду. Данная процедура проходит государственную экологическую экспертизу, и раз транспортировка осуществляется, значит, у перевозчика есть лицензия, -  заявил 47news руководитель организации аккредитованной лаборатории радиационного контроля, эксперт государственной экологической экспертизы Владимир Решетов.

Владельцем и собственником "Михаила Дудина" является петербургская компания "Аспол Балтик". Ранее в разговоре 47news её владелец Владислав Овсянников подтверждал наличие у компании лицензии на работу с ОГФУ. Известно, что компания осуществляла работу с этим грузом ещё в нулевые годы на терминалах в четвёртом районе Большого порта Санкт-Петербург.

ОГФУ является побочным продуктом производства топлива для АЭС. Материал менее радиоактивен, чем природная урановая руда. При этом гексафторид урана  является опасным веществом, но не с радиационной точки зрения, а с химической. Его перевозка осуществляется в специальной таре, которая разрабатывалась в том числе с учетом максимальных проектных аварий – взрывов, пожаров, падений.