Инструкции, как быть, если коронавирус нападет на Россию, в Ленобласти до сих пор нет. У нас пока пересчитывают аппараты вентиляции лёгких. Что делать в последний день человечества, на местах не скажут.  

Премьер Мишустин 30 января закрыл границу России с Китаем. Сразу же в правительстве Ленинградской области в очередной раз собрался межведомственный штаб по недопущению возникновения на территории очагов коронавируса. Возглавляет его вице-губернатор по социальной политике Николай Емельянов, а входят представители множества комитетов. Там и обсудили, что делать с разрастающейся угрозой, по науке называющейся "инфекция, вызванная 2019-п CoV". В последнее время мероприятия на эту тему зачастили до двух-трех раз в сутки. 

Председатель комитета здравоохранения Сергей Вылегжанин признал, что ситуация с китайским вирусом находится под контролем, и причем серьезным. С его стороны. Тем не менее, в беседе с 47news он несколько раз вздохнул, заявив, что пока по этому поводу больше разговоров, а фантазии только вызывают панику.

Несмотря на столь практичный подход, доктор, как его называют коллеги, рассказал, что все медицинские учреждения в Ленобласти переведены в состояние готовности. Заключается она в том, что везде проверены запасы лекарств, в первую очередь противовирусных, в том числе на складах, оборудования, и в особенности - аппаратов искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ). Последних, если брать поштучно, 342 единицы. 

- То есть, в случае чего, спасутся 342 человека? - уточнил 47news.

- Да хватит уже! Мы всего лишь на всякий случай проверяем, чем владеем, - ответил Вылегжанин.

Помимо ИВЛ, в Ленинградской областной клинической больнице есть и аппарат экстракорпоральной мембранной оксигенации. Позволяет насытить кровь кислородом без участия лёгких, за счёт введения иглы, и стоит 12 миллионов рублей. Купили его после эпидемии атипичной пневмонии в 2002-2003 годах, пришедшей тоже из КНР. 

В целом же, по мнению председателя комздрава, есть общее понимание, как действовать. Сегодня точно ясно, что всех жителей Ленобласти с подозрением на коронавирус будут отправлять в Боткинскую больницу, о чём есть специальная договорённость с правительством Санкт-Петербурга. Детей — в инфекционную больницу Северной столицы № 5. Особое внимание будут обращать на "больных с респираторными симптомами, повышенной температурой тела и внебольничными пневмониями, прибывших из-за рубежа". 

- Все инструкции по выявлению в медицинских организациях Ленобласти есть. Врачи постоянно находятся на связи с министерством здравоохранения и Роспотребнадзором, - указал Вылегжанин.  

Кстати, по этому поводу 30 января даже вышло специальное решение санитарно-противоэпидемической комиссии. Там тех, кто входит в круг общения потенциальных больных, называют "контактными", и за ними установят контроль на 28 дней.

Также, по утверждению Вылегжанина, пересчитали все имеющиеся койки и для себя уточнили, сколько можно развернуть дополнительных. Тоже — на всякий случай, которого вроде как и не ждут, надо проверить наличие дезинфицирующих средств и средств индивидуальной защиты. Насколько туго в Ленобласти с масками, мы рассказывали накануне.

- Мы это делаем постоянно, так положено, это целая система, - уточнил он.

- Может, посоветуете, что пить для профилактики?

- Коронавирус не поддаётся определённому лечению, речь может идти только о симптоматическом. 

Помимо прочего, комитету общего образования, согласно тому же решению СПЭК, нужно организовать медицинское наблюдение за учащимися, прибывающими из Китая, проводить информационную работу с родителями по поводу поездок в Поднебесную. Если гриппа, даже обычного, станет слишком много, приостановить учебный процесс и тем более — проводить массовые мероприятия в закрытых помещениях. Так что празднования 23 февраля и 8 марта, надо думать, пройдут по сокращённому сценарию.

Комитет по туризму, в свою очередь, должен проговорить с турфирмами и туроператорами о необходимости отговаривать граждан от поездок в Китай и всеми силами отменять детские туры туда. Тем же несознательным, кто всё же настоит на покупке путёвки, в обязательном порядке вручат памятку, как спасать себя от болезни. Помимо прочего, теперь начнут следить за дезинфекцией на железнодорожных и автомобильных вокзалах, а также в прочих местах массового скопления людей.

А вот инструкции, что делать, если эпидемия всё же доберётся до России и конкретно до Ленобласти, в правительстве нет. 

Вылегжанин утверждает, что и существовать не может, поскольку реакция на каждую конкретную ситуацию будет разной.

"Будут определённые масштабы — будут определённые меры. Соберётся комиссия по чрезвычайным ситуациям, определит размер вспышки, выработает меры. Каждая ситуация уникальна и пока не вижу угроз развития конкретно этой болезни. Я не могу придумать апокалипсис. Одно дело — взрыв, другое - эпидемия", - утверждает он.

Единственное, что он пообещал: точно не будет, как в 1986 году в Чернобыле.

"Вся информация по медицинской части открытая, никто ничего не скрывает", - добавил чиновник. 

Заметим, судя по экспресс-опросу районного руководства, на местах пока не особо впечатлены происходящем в мире. Так, глава администрации Ломоносовского района Алексей Кондрашов уверен, что коронавирус — это всего лишь модификация обычного гриппа, и потому меры борьбы с ним будут ровно такие же, как с обычным. "Школы закроем, детские сады, дома культуры. В качестве профилактики в этих зданиях включат ультрафиолетовые лампы. А вообще, соберётся комиссия и выработает план мероприятий", - уточнил он.

Глава администрации Волховского района Алексей Брицун, как бывший военный, выразил мнение, что в крайнем случае могут быть закрыты районы, а по их границам выставят оцепление и будут проверять всех на предмет температуры. 

- На случай ядерной войны и других экстренных ситуаций у всех есть инструкция, но она секретная, и я вам про неё ничего не скажу. Получить её нужно будет в определённом месте, где она хранится в особом письме. Содержания этой бумаги тайное, - раскрыл он.

- Если вас пришибёт осколком, получится, что никто не будет знать, как действовать?

- За доступ к инструкции отвечает отдельный человек.

- Если он сбежит первым?

- Не сбежит, он у нас уже пожилой.

Не стали углубляться, с учётом перспектив остаться в живых после ядерного взрыва, не факт, что хоть кто-то куда-то побежит. 

Глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский, служивший в спецназе, тоже не думает, как спасать население от коронавируса.

"У нас всё просто. Районный Роспотребнадзор даст указание, что делать: посыпать тротуар опилками, помыть полы с хлоркой, выпить красного вина. Мы берём ноги в руки и выполняем. На случай ядерной войны есть инструкция, но рассказывать о ней я не имею права. В общем, с ядерной войной всё просто, не то, что с коронавирусом", - заключил он. 

Самое конкретное, что удалось найти по поводу действий в чрезвычайных ситуациях — это постановление губернатора "О планировании, организации подготовки и проведения эвакуации населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время". В нём сказано, что председателем эвакуационной комиссии является вице-губернатор по ЖКХ и ТЭК. Такой должности, как известно, в Ленобласти не существует с прошлого февраля.

В документе расписано, что делать гражданам в непредвиденных обстоятельствах. Совет тут, по большому счёту, один, и с военных лет не изменился — слушать, что скажут в громкоговорители, по радио и телевизору. Оттуда разъяснят, к какому сборному эвакуационному пункту и когда явиться, а далее напутствуют, что делать — либо закрыться в домах, либо собрать вещи и готовиться к выезду из населённого пункта.

Есть более детальная схема эвакуации в случае аварии на Ленинградской атомной электростанции. В этом же постановлении сказано, что отправка людей начинается не позднее, чем через четыре часа после соответствующего распоряжения, а занимать она должна не более 12 часов. Для начала граждан отвезут на промежуточный пункт эвакуации, расположенный вне зоны ЧС. Причём уточнено, что вывозить надо в закрытых транспортных средствах, прямо от подъездов, чтобы лишний раз не облучаться. Там всех пересчитают и запишут.

Привезут их на приёмный эвакуационный пункт, там всех измерят дозиметром, проведут дезактивацию, окажут первую помощь. Причём, на общественный транспорт в первую очередь посадят пациентов и персонал больниц, пенсионеров и инвалидов, воспитанников детских домов, беременных, женщин с детьми, сотрудников органов государственного управления, важнейших научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро. Остальные могут перемещаться на личных автомобилях. 

Чётко прописано, куда именно отправят людей. Сначала — в Большую Ижору, Гостилицы, Бегуницы, Котлы и Большую Ижору Ломоносовского района, а затем — в Выборгский, Гатчинский, Приозерский, Всеволожский, Тосненский, Ломоносовский, Лужский, Волосовский, Кингисеппский районы. 

Заметим, в последние годы популярность обрели фильмы и сериалы, в основе сюжета которых лежит массовое заболевание человечества от неизлечимого. В единственном современном российском творении на этот счёт, "Аванпост", в кольце жизни осталась только Москва.

 

Юлия Гильмшина,
47news