Три года портовик Израйлит в тюрьме ФСБ, а суд не понимает, сколько негодных труб поставлено на нефтебазу в Усть-Лугу. 47news узнал, в чём интрига экспертизы.

Смольнинский суд Петербурга до 6 декабря рассмотрит ходатайство прокуратуры Петербурга о продлении ареста для для бизнесмена-портовика Валерия Израйлита. К этой дате у него истекает очередной срок содержания под стражей, а 3 декабря состоится очередное заседание. Во внутренней тюрьме госбезопасности на Шпалерной Израйлит находится без малого три года - к коммерсанту постучались в конце декабря 2016-го.

С момента поступления дела в суд в сентябре нынешнего года, оно стало, пожалуй, самым громким и противоречивым в практике Фемиды Петербурга за последнее время. Чего стоит только история со спецдекларацией, поданной Израйлитом в рамках амнистии капитала, когда он был на свободе. На использование сведений, изъятых из неё следствием ФСБ отреагировал и Верховный суд, и голос президента Дмитрий Песков, и сам Владимир Путин.

Как выяснилось, в процессе появилась новая коллизия. Как не раз говорилось, потерпевшая сторона по делу - компания “Транснефть”. Израйлиту же вменяется, в том числе, ущерб в размере 3,4 млрд рублей от из-за необходимости замены некачественных труб при строительстве строительства нефтебазы в Усть-Луге. 

Базой для подсчёта суммы ущерба стало экспертное заключение московского ОАО “НПО” “Центральный научно исследовательский институт технологии машиностроения (“ЦНИИТМаш”). Насколько известно 47news, исследование было проведено по заказу “Транснефти” в декабре 2012 года.

По результатам был сделан вывод о том, что невозможно корректно определить срок использования труб в системе эксплуатации нефтепровода. Для этого требовался срок эксплуатации не менее 5-7 лет. К моменту исследования трубы использовались всего год. Суд может смутить и то, что в качестве образцов использовались три выреза из 302 труб, названных следствием некачественными. Отдельный вопрос о легитимности той попытки в том, что экспертное заключение сделано за полгода до возбуждения уголовного дела. По факту, в хронологическое поле расследования выводы не попадают.

Ещё одно исследование, лёгшее в канву уголовного дела, в 2014 году подготовила компания "Диаскан" - дочернее предприятие самой “Транснефти”. Сегодня его можно найти под названием АО "Транснефть - Диаскан". Эксперты организации указали, что обнаружили лишь 11 некачественных труб. Таким образом, оставшаяся 291 труба перестала укладываться в канву обвинительного заключение, где все они названы негодными. Этнографически любопытно и то, что “Диаскан” осуществлял технический контроль при строительстве нефтебазы в Усть-Луге. То есть был в курсе, что и какого качества поставляется на объект. На момент подготовки публикации связаться с компанией не удалось. Начальник управления общественных коммуникаций "Транснефти" Игорь Дёмин на звонок не ответил. 

По словам собеседников 47news в региональном Управлении ФСБ, следствие также пыталось привлечь экспертов. Но обратилось к уже упомянутому “ЦНИИТМаш”.  Таким образом, все экспертные заключения в деле Израйлита подготовлены либо связанной с “Транснефтью” компанией, либо по её заказу, поделились мнением в прокуратуре Петербурга. Телефоны пресс-службы “ЦНИИТМаш” отвечали гудками.

В логистике поставки труб применительно к уголовному делу есть ещё одна лакуна. Вне очерченной следствием схемы оказались компании-поставщики продукции. Так, исходя из материалов дела, ООО “Промышленные технологии” поставляло трубы для ООО “Трест “КХМ”, а та - на строительство нефтебазы. Если следствие право, то в документообороте неизбежно должны быть подложные документы. При этом, насколько известно 47news, в материалах уголовного дела нет ни количества поставленных труб, ни сумм, которые были переведены за них.

В такой диспозиции у суда может возникнуть смысловой тупик. Если Израйлит похищал деньги в сговоре с сотрудниками компаний-поставщиков, а в обвинительном заключении про них ни слова, то вынести приговор группе будет, как минимум, затруднительно. Ещё один нюанс подсказали в надзоре: в процессе следствия не было установлено, кто из предполагаемых соучастников и сколько получил денежных средств в результате поставки некачественной продукции. 

Отдельная история с ещё одним предприятием - “Изоляционно-трубным заводом”. По версии госбезопасности, туда трубы отправлялись для восстановления и придания изделиям вида новых. Есть вероятность, что суд захочет опросить руководство этой компании в качестве свидетелей. Отметим, что на этапе следствия, как говорят, это было сделано по формальному признаку. 

По словам адвоката бизнесмена Сергея Азарова, поскольку базис обвинения Израйлита строится на позиции обогащения за счёт поставки некачественных труб, у суда не может не возникнуть насущной необходимости допросить экспертов, проводивших исследования, а у защиты просить привлечь независимых экспертов.

- Помимо этого, мы будем ходатайствовать об изменении меры пресечения на подписку о невыезде. Инкриминируемые Израйлиту статьи лежат в русле экономической деятельности. При этом, человек 36 месяцев находится в изоляторе по подозрению в ненасильственном преступлении. Если день за полтора, то он отбыл уже 4,5 года, - отметил защитник.   

Примечательно, что на протяжении всего периода следствия, а также после передачи дела в суд, пресс-служба регионального Управления ФСБ находится в режиме молчания. 

Виктор Смирнов,
47news

Контекст:

Израйлит находится под арестом с декабря 2016 года. Дело в его отношении расследовало следствие регионального Управления ФСБ. Коммерсанту вменили хищения при строительстве порта Усть-Луга. Общий ущерб следствие оценило в 202 млн руб. Дополнительно "Транснефть" подала гражданский иск об ущербе в 3,4 млрд руб. После почти трёх лет расследования, дело Израйлита начали слушать в суде Петербурга. Прокуратура Петербурга утвердила обвинительное заключение 5 сентября.

Следствие вменяет Израйлиту два эпизода мошенничества при поставке материалов для строительства нефтебазы в Усть-Луге. Во время следствия, по данным 47news, предпринимались попытки вызвать на допрос свидетелем по делу Израйлита, в том числе, и председателя правления "Транснефти" Николая Токарева, но успехом они не увенчались. Не секрет, кстати, что он пребывает в звании генерал-майора ФСБ. Еще одна вмененная Израйлиту статья связана с валютными транзакциями на 191 млн рублей. Также в окончательной редакции обвинения Израйлиту инкриминируется часть четвёртая статьи 174.1 УК РФ "Легализация денежных средств в особо крупном размере".

Что касается истории со спецдекларацией, то президиум Верховного суда в октябре разъяснил, что декларации, поданные по закону об амнистии капиталов, не могут использоваться как доказательства в уголовных делах, а доступ к ним силовиков должен быть закрыт. На ситуацию с амнистией капиталов обращали внимание и в Кремле. Владимир Путин поручил правительству внимательнее следить за исполнением запрета Верховного суда, поскольку, по словам президента, "факты [использования таких деклараций против коммерсантов] имели место". Бизнес-омбудсмен Борис Титов назвал этот прецедент "прямой угрозой амнистии капиталов". Ранее сообщалось, что Израйлит добивается возбуждения уголовного дела против следователей ФСБ из-за разглашения сведений его декларации об амнистии капиталов. Заявление направлено в военно-следственный отдел СК России по Санкт-Петербургскому гарнизону.

Ранее 47news сообщал и о петле времени, в которую угодило следствие УФСБ по Петербургу и Ленобласти.