В Выборге, Копорье и Мандрогах не могли вспомнить, как выглядит туристический бренд Ленобласти. Даже если с "бабочкой" будут пиратствовать — всё на пользу делу. И всяко лучше, чем бирюзовое солнце для Петербурга.

Ростуризм 20 ноября принял решение доработать "в духе супрематизма" фирменный туристический бренд России. На эту работу потратят  3,8 миллиона рублей. Параллельно в сети продолжают чихвостить новый мета-бренд Санкт-Петербурга. За бирюзовое северное солнце заплатили 7 миллионов рублей.

pre.jpg Фонтанка.ру

Свой официальный туристический бренд есть и у Ленинградской области. И это не лось Лосилий, который ещё недавно медийно гудел  в соцсетях. Уже более двух лет приманкой 47 региона для путешественников выступает бабочка. Именно распахнутые четыре крыла этого насекомого напоминают контуры Ленобласти. Каждое крыло — отдельный вид туризма: исторический, экологический, военно-патриотический и религиозный.

10.png endylab.ru

Официальным хозяином бабочки с октября 2017 года является комитет Ленинградской области по туризму. Всё логично, так как следующий год в 47 регионе был объявлен годом туризма. Использовать бренд в своих рекламных и презентационных материалах может любая организация, так или иначе занимающаяся туристической, экскурсионной, гостиничной деятельностью, а также работой кафе и ресторанов. Для этого надо лишь направить запрос на имя председателя регионального комитета по туризму.

Мобильный телефон нового председателя комитета Евгения  Чайковского был тотально не в сети. Поэтому узнать хотя бы примерное число компаний, взявших на вооружение "бабочку", не удалось. 47news навскидку позвонил по нескольким туристическим адресам и спросил - могут ли там описать бренд Ленобласти.

Самыми подкованными оказались в музее-заповеднике "Старая Ладога" Но первым там вспомнили лося: "Вроде Лосяш зовут. Он тут приезжал к нам как-то". Вслед за ним смогли описать и бабочку - "такую, как лоскутное одеяло". Однако пояснили, что туристический бренд Ленобласти в своей деятельности Старая Ладога не использует. Во-первых, у музея-заповедника есть свой логотип, а, во-вторых, организация подведомственна комитету по культуре, а у него свои отличительные знаки.

В знаменитом выборгском гостиничном комплексе "Дружба", где лифтёром начинал свой путь в не хозяина города Александр Петров, бабочку припомнить не смогли.

- Можете описать туристический бренд Ленобласти? - поинтересовался корреспондент 47news в "Дружбе", но на том конце повисло молчание секунд на десять.

- Если вы так долго думаете, то, наверное, он вам на глаза не попадался? - предположил журналист.

- Да, затрудняюсь сказать, голова совсем забита, - констатировала девушка-собеседница.

- А про бабочку или лося Лосилия что-нибудь слышали?

- Нет, ничего, - ответили милым голосом на том конце провода.

В музее "Крепость Копорье" были лаконичны: "Видели его (бренд), смотрели, но описать не можем".

Затруднились описать официальный визитный знак Ленобласти в туристическом комплексе деревня "Верхние Мандроги" в Подпорожском районе. Это часть холдинга Сергея  Гутцайта, которому также принадлежит любимый Владимиром Путиным ресторан "Подворье" в Павловске. Когда же корреспондент предложил представить, что именно могло стать образом-символом Ленобласти, то получил неожиданный ответ: "Дворцовая площадь".

В деревне Чудской Бокситогорского района расположен парк-отель "Медвежья гора". База предлагает охоту не только на медведей, но и на кабана с волком, а также рыбалку. Там сначала сказали, что "абсолютно ничего не знают" про бренд Ленобласти, но готовы посоветоваться с начальством. В итоге сошлись на том, что пусть символом будет лось.

Кафе "Паломник" в деревне Старая Слобода Лодейнопольского района знает каждый, кто держит путь в Александро-Свирский монастырь. Два года назад тайно, но с супругой святое место посещал  премьер-министр Дмитрий Медведев. В "Паломнике" 47news сообщили, что знают, что недавно представляли бренд Петербурга, но про бабочку не слышали. Когда корреспондент упомянул слово "бабочка", то представитель "Паломника" вспомнил, что карта Ленобласти напоминает это насекомое, но не более.

В свою очередь, в ГБУ Ленинградской области "Информационно-туристский центр" (ИТЦ), подведомственном комитету по туризму учреждении, сообщили, что замеры узнаваемости "бабочки" пока не проводились. Там пояснили, что отправка заявки на использование туристического логотипа Ленобласти — это необходимая формальность, после которой комитет даёт распоряжение выслать заинтересованному лицу брендбук, то есть документ, в котором описывается концепция и атрибуты бренда.

 - Вот мы сегодня презентовали в Марьино проект "Русские усадьбы". Каждый участник  конференции получил подарки и сувениры с туристическим брендом Ленинградской области. Также бесплатно продукцию с "бабочкой" можно получить на выставках и  в районных  информационно-туристских центрах. Это залог того, что люди вновь захотят посетить Ленобласть, - объяснила 47news руководитель ИТЦ Ольга Голубева.

По её словам, "бабочка" продвигается не только на уровне районов. Достигнуты договоренности с комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу, и в скором времени производственники 47 региона также смогут наносить бабочку на свою продукцию.

Проект глобального территориального брендинга для комитета по туризму Ленобласти готовила петербургская компания Endy. Там не стали называть сумму, за которую рисовали "бабочку", пояснив, что дело не только в коммерческой тайне, а в том, что эта дизайнерская история вообще не про деньги. То же самое петербургское бирюзовое северное солнце в  Endy готовы критиковать не за то, что на него потратили 7 миллионов рублей (были проекты и дороже), а за халтурный подход к делу. К тому же, как оказалось, мало кто  в профессиональном сообществе знал, что Смольный организовал конкурс.

- Перед нами не стояла задача придумать фирменную символику для всей Ленобласти, а также перечеркнуть своим брендом официальные гербы. Это разные истории. Вот есть герб города Барселона, а есть трикритический логотип Барселоны — вторая сущность, живущая сама по себе. Там даже улицы вымощены фирменной плиткой с литерами "B". В итоге создаётся принципиально новый ландшафт. Даже на окраине ты понимаешь, что находишься рядом с чем-то интересным, - рассказал о работе над логотипом Ленобласти коммерческий директор Endy Максим Фёдоров. Он уверен, что "бабочка" Ленинградской области в разы лучше солнца Санкт-Петербурга, которое не лезет ни в какие ворота.

Результаты хаотичного обзвона туристических мест Ленинградской области  удивили 47news как раз тем, что на местах не смогли описать не конкретный бренд Ленинградской области, а вообще какую-либо ассоциацию с регионом. Просто за последнее время у 47 региона появилось действительно много визуальных идентификаторов.

Например, на Петербургском международном экономическом форуме губернатор Александр Дрозденко гостей принимает под логотипом-кружком "Invest in Leningrad Region". Его продвигает экономический блок регионального правительства.

35.jpg-11 51 05.378124.jpg пресс-служба губернатора и правительства Ленобласти

Также в туристические символы Ленинградской области метил лось Лосилий. Рисованное мультяшное животное должно было побуждать к путешествиям по  интересным местам региона. Собеседники 47news в правительстве Ленобласти называют лося исключительно блогерским направлением. "Лосилия" как раз презентовали летом 2018 года на встрече Дрозденко с активными пользователями социальных сетей.  Губернатор заявил им, что есть запрос на символы, которые должны работать на имидж региона. Параллельно животное подалось в тотемы футбольного клуба "Ленинградец".

630x465_o159RAyf27ClX7sy9hwr.jpg.png пресс-служба губернатора и правительства Ленобласти

Кроме этого в октябре 2018 года выбрали единый, на минуточку, сувенирный бренд 47 региона. За его создание отвечал "Ленинградский областной центр поддержки предпринимательства", объявивший конкурс на 300 тысяч рублей. В итоге лучшим логотипом признали изображение ладьи, символизирующий торговый путь "из варяг в греки". Также сувенирную продукцию из Ленобласти предлагали маркировать логотипами с названиями "Рукопожатие" или "Ключ".

фото: www.813.ru

Не исключено, что вскоре появится ещё один бренд, отсылающий к Ленобласти. В начале осени, посещая Лугу, Дрозденко предложил маркировать экологически чистые фермерские продукты, выращенные в 47 регионе, лейблом "Своё". А это, по сути, ещё одна картинка.

Александр Калинин,
47news