В прошлом вице-губернатор Олег Коваль из настоящего передал элите привет. Он не одинок. 47news собрал напоминания арестованной власти: это не навсегда. Впрочем, как и свобода.

Вечером среды, 1 мая, на сотовые телефоны некоторых фигур из числа топ-менеджмента Ленинградской области упало sms. Содержание не отличало его от десятка стандартных: "Поздравляю с майскими праздниками! Желаю мира, добра и благополучия!" Важна лишь подпись: "С Уважением, Коваль О.".

K1.jpg Скриншот: 47news

Информация породила естественные вопросы с восклицаниями, не упустили ли из виду выход бывшего вице-губернатора по ЖКХ и ТЭК из следственного изолятора, где он находится уже три месяца. В идентификации же адресата сомнений не было. Как известно, бывший чиновник любит красивые телефонные номера с нулями и периодически их обновлял. Один из последних был изъят во время обыска, но один из предпоследних остался вольным. Исследование 47news нашло объяснение в помощнице, кто, исполняя задание предыдущего шефа, рассылала телеграммы по старой телефонной книге.

Заметим, никто из опрошенных 47news первых лиц Ленинградской области открыто не признался в получении подобного поздравления. В случае, если собеседники не лукавили, Олег Сергеевич всё равно может быть спокоен: автор доставил послание ровно всем тем, кому он хотел наверняка. Досталось даже тем, кто совсем не хотел, вроде бывшего вице-губернатора по ЖКХ и ТЭК Юрия Пахомовского, которого Олег Коваль, по сути, сверг.

Послание вызвало бурление при обсуждении причин того, зачем арестованный напоминает о себе. Шкала подозрений насыщалась как перспективами его скорого выхода под домашний арест, так и чуть ли не размышлениями, как быстро его включат обратно в правительство.

И это не единственный пример изъявления желания властей, временно живущих за железными прутьями. К примеру, активно показывает, что с него не снимали полномочий депутата регионального ЗакСа Сергей Караваев. Из "Крестов" он переписывается с главой администрации Всеволожского района Андреем Низовским, поручая распределение своего десятимиллионного парламентского фонда. В письмах своей помощнице, которая те выкладывает в социальных сетях, комментирует уголовное дело, обижаясь, что некий Г. (вероятно, глава администрации Мурино Гаркавый — ред.) оказался вне опалы.

IMG_0106.jpg vk.com

Выходит на связь через адвокатов и бывший председатель комитета по строительству Виталий Жданов, ныне находящийся под домашним арестом. Правда, его сообщения не могут ошеломить, как послания Коваля, поскольку его защитник всегда всё официально разъясняет. Мол, я такой-то, по поручению такого-то, передаю вам привет и поздравление с праздником. А вот знакомым бывшего главы администрации Токсово Андрея Кожевникова пришлось улыбаться, откуда у того в тюрьме телефон, с которого он прислал видео в честь наступающего Нового года.

Подобные признаки коммуникации фиксируют не столько конкретных людей, сколько время online. Ещё недавно предъявление обвинения человеку, наделённому государственными регалиями, являлось событием, как минимум, предвещающим катастрофу. Термины наподобие "запятнанная репутация" или проще – "пятно", плодили обвинение в дискредитации всей системы, где служило лицо.

Понятно, что уголовные дела, возбуждённые в отношении той же оппозиции, использовались как способ усмирить прочих недовольных. Отсюда и родился анекдот, мол, это ФСБ занимается несогласными, а согласными интересуется экономическая полиция.  

Хватало и публичных отречений от своих. Не столь бескомпромиссных, конечно, как в сталинские годы, но все же. Сегодня, и журналист это уже подмечал, власть не готова оглядываться на себя прошлую и отворачиваться от коллег только потому, что в отношении них появилось дело. На Суворовском, 67 вслух себе и другим напоминают, что там оказаться может каждый. И Суворовский не одинок.  

Сами по себе аресты, если они касаются коррупции и мошенничества, превратились в действо, где, по сути, нет негативных персонажей. Есть лишь перебравшие сверх меры, вроде Слабикова, использовавшего квартиру в качестве сейфа для миллиардов, и невезучие, вроде Кожевникова, выкидывавшего купюры из окна при задержании. Но это точно не те, кому не станут пожимать руки при встрече или отсядут в ресторане. Задержания чиновников и депутатов воспринимают, скорее, как явление, чем наказание. Это рак у нас неизлечим, а срок за взятку имеет конкретные даты. При умелом подходе и такте его наличие превращается просто в неприятный факт биографии.

Так что скоро и sms с подписью от знакомого, находящегося в изоляторе, не будет вызывать особых эмоций. Просто он сейчас там. Остальным ровно по пословице – не зарекаться.  

Юлия Гильмшина,
47news