За четыре месяца руководства Александром Поводом Северо-Западным  таможенным  управлением своих постов лишились практически все ключевые руководители этих региональных ведомств. Для  игроков рынка список любопытен.  

По информации 47news, за четыре месяца пребывания генерала Повода у руля Северо-Западного таможенного управления ведомство юридически корректно и без медийных конфликтов покинули:

  • 29 ноября - заместитель начальника СЗТУ - начальник кадровой службы Алексей Петров;
  • 8 февраля - начальник отдела контроля за таможенным транзитом Санкт-Петербургской таможни Дмитрий Нургатин;
  • 2 марта - первый заместитель начальника Пулковской таможни Юлия Воронова;
  • 13 марта - заместитель начальника Санкт-Петербургской таможни Екатерина Кочеткова.

Кроме того, уволен заместитель начальника Балтийской таможни по правоохранительной деятельности Дмитрий Харенко. 14 марта начальник Выборгской таможни Александр Ястребов издал приказ, в соответствии с которым с 15 марта его обязанности исполняет первый заместитель Алексей Урванцев. Это решение глава Выборгской таможни обосновал собственным командированием в резиденцию полномочного представителя президента России в СЗФО. Собеседники 47news возвращение Александра Ястребова в Выборгскую таможню не предполагают. Говорят, в Псковскую в лучшем случае.

Для понимания: Выборгская таможня обслуживает железнодорожный и автомобильный грузовой экспорт в Европу, а также европейский импорт. По данным пресс-службы СЗТУ, только в первом полугодии 2018 года объем экспорта железнодорожным транспортом на северо-западе превысил 10 млн тонн грузов или 2,8 млрд долларов США. Около 1000 грузовиков в сутки везут через посты Выборгской таможни российский импорт, 3/4 которого отправляется в Москву.

Наши коллеги из профильного сетевого издания "Провэд-Медиа" прогнозируют, что непродление трудового контракта ждет начальника таможенного поста ЖДПП "Бусловская" Евгения Ершова, руководителя таможенного поста "Брусничное" Александра Музылева и замначальника поста "Светогорск" Павла Приходько. Якобы это произойдет в начале апреля.

Если Шереметьевскую таможню, откуда пришел Александр Повод, называют придворной с изобилием высокопоставленных персон, пользующихся ее услугами не всегда бескорыстно, то реальный ресурс все-таки находится в портах с перевалкой угля, нефти, минеральных удобрений. И такое бывает, если одно таможенное управление курирует порты Санкт-Петербург, Усть-Луга, Высоцк, Приморск, Выборг, Мурманск.

Наши источники добавляют: вот-вот появится новый начальник Кингисеппской таможни – пока что ее возглавляет исполняющий обязанности Андрей Васильев.

Кингисеппская таможня обслуживает грузопотоки в Эстонию через Ивангород и крупнейший российский порт Усть-Лугу. По данным администрации морских торговых портов России, в 2018 году в порту Усть-Луга было перевалено почти 100 млн тонн грузов, что составляет около 12% продуктивности всех морских портов России.

В кресло начальника Кингисеппской таможни ждут гостя. Другие варяги уже заняли некоторые ключевые посты в самом СЗТУ:

  • 29 октября 2018 года в СЗТУ появился новый начальник службы по противодействию коррупции - прибывший с аналогичной должности в Сибирском таможенном управлении полковник таможенной службы Руслан Рустамов;
  • 6 ноября заместителем Рустамова стал подполковник таможенной службы Николай Яланжи. Его перевели с должности замначальника службы по противодействию коррупции Дальневосточного таможенного управления. В связи с этими двумя назначениями 47news высказывал предположение, что центральный аппарат Федеральной таможенной службы позаботился таким образом, чтобы рядом с Александром Поводом  борьбой с коррупцией занимались люди, которые не связаны ни с ним, ни с СЗТУ;
  • 10 декабря в СЗТУ появился новый заместитель начальника управления по кадрам - полковник таможенной службы Евгений Калинкин, ранее занимавший такую же должность в Шереметьевской таможне под руководством Александра Повода;
  • 21 января заместителем начальника СЗТУ - начальником службы федеральных таможенных доходов стал полковник таможенной службы Евгений Кушнаренко, бывший начальник грузового таможенного поста "Аэропорт Шереметьево" Шереметьевской таможни.

Также Александр Повод инициировал переезд центров электронного декларирования с частных площадок на федеральные. На протяжении нескольких лет Балтийский ЦЭД располагался на территории ООО "Феникс", владельца морского терминала "Порт Бронка", а Санкт-Петербургский ЦЭД - на территории ООО "Тамарикс", владеющего крупным логистическим комплексом в Шушарах. Такое положение дел вызывало недовольство участников внешнеэкономической деятельности - расположение ЦЭД на частных территориях они расценивали как представление владельцам этих территорий конкурентного преимущества. Другие игроки внешнеэкономического рынка считают, что сегодня бизнес отдает это конкурентное преимущество спокойно, так как от ЦЭДов мало что зависит. Основные проблемы контрабандистов исходят от досмотровых служб и Управления контроля таможенных рисков ФТС.

22 февраля 2019 года Александр Повод сообщил автору статьи, что 25 февраля начинается переезд Балтийского ЦЭД, а 25 марта - Санкт-Петербургского. Оба ЦЭДа переезжают в здания, находящиеся на балансе подразделений СЗТУ, в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. Фактически, это не успел сделать предыдущий руководитель СЗТУ Александр Гетман.
 
Справка
Генерал-лейтенант таможенной службы Александр Повод возглавил Северо-Западное таможенное управление 12 ноября 2018 года. Он сменил Александра Гетмана, покинувшего пост в дурной атмосфере. Администрация президента отказала ему в присвоении очередного звания - генерал-полковник таможенной службы, выразив сомнение в корректности приобретения им недвижимости. В конце сентября прошлого года Гетмана уволили с таможенной службы в связи с утратой доверия. Для корректности следует заметить: сообщений о привлечении Александра Гетмана к ответственности не было, об официальных претензиях к нему со стороны правоохранительных органов - тоже.

Константин Шмелев
для 47news