Миллиарды от вице-премьера Мутко, обещанные дольщикам, не предназначены Ленобласти. Но государство уже взяло из общих налогов 145 млн на проблемные дома и добьёт до миллиарда. Вице-губернатор Москвин выкручивается, как может.

Правительство России сделало второй пробный шаг к схеме по достраиванию проблемных многоквартирных домов за счёт бюджета. Вице-премьер Виталий Мутко пообещал докапитализировать Фонд защиты участников долевого строительства на 9 млрд рублей.

Предполагается, что эти деньги пойдут на завершение долгостроев в 26 регионах.  Из конкретики сообщается, что среди них Архангельская, Амурская, Новгородская, Мурманская области, Карелия, Коми. Предпочтение будет отдано тем субъектам, где общее количество трудных домов не превышает пяти. Всего речь идёт о 56 домах на 5,7 тыс. квартир, в которых зарегистрировано 4 тысячи договоров долевого участия. По словам Виталия Мутко, если решение будет принято в апреле, то в мае-июне процесс достройки будет запущен и до конца года уже можно будет увидеть результаты. Большую часть суммы, пять миллиардов, предоставит федеральный центр, а оставшееся вложат регионы.

Это уже второй случай за полгода, когда федеральные власти дают деньги из казны на решение проблем дольщиков. В августе прошлого года бюджет России запланировал выделение 14,6 млрд рублей, а бюджет Подмосковья направил как минимум 3 млрд рублей на помощь людям, вложившимся в жилые комплексы холдинга "Урбан групп". Всего же речь идёт о финансовой дыре в 55 млрд рублей, это общая сумма, из-за которой не получили квартиры 14,5 тысяч семей.

Эта информация, судя по комментариям в социальных сетях, весьма обнадёжила самих дольщиков, причисляющих себя к проблемным. На всех встречах по поводу своей ситуации они задают чиновникам один и тот же вопрос, сводящийся к тому, почему на разрешение их ситуации не дают деньги из бюджета.

Между тем, ответ на этот вопрос всегда упирался в морально-этическую составляющую. Покупка квартиры по договору долевого участия всегда являлась рискованной операцией, так же, как и покупка ценных бумаг или игра на бирже. Однако проигравшие в этой жилищной лотерее упорно настаивают на том, что государство обязано восполнить их потери и вмешаться в процесс достройки домов. Поначалу им доходчиво объясняли, что остальные граждане, не пытавшиеся заработать на покупке жилья, не обязаны со своих налогов платить ещё и за них.

Но теперь, похоже, этот тезис будет позабыт, ведь политика определяет экономику, а не наоборот. В политической же составляющей началась волна многочисленных митингов, создающих неудобства не столько обществу, сколько власти. Толпа начала угрожать стабильности, а за этим не могла не последовать попытка откупиться.

В список Мутко Ленобласть не вошла и не могла, ведь здесь 36 проблемных объектов на 14,5 тысяч квартир. То есть, даже если не вникать в цифры, очевидно, что обещанной вице-премьером суммы, которой хватит на ликвидацию в трёх десятках субъектах, здесь недостаточно и для трети объектов.

"Видимо, пошли по пути спасения тех, кого можно вылечить полностью. Йодом кровоточащую рану мазать не будут", - заметил по этому поводу председатель Госстройнадзора Ленобласти Денис Горбунов.

Его старший товарищ, вице-губернатор по строительству и ЖКХ Михаил Москвин скептически относится к перспективам того, что в итоге правительство России придёт к идее всеобъемлющей помощи всем дольщикам.

"Возможно, вице-премьер решит, что надо именно так сделать. Но я на сто процентов уверен, что так не будет. Государство не помогает бизнесу напрямую субсидиями. Да и всё упирается в выделение денег. Столько, сколько нужно на закрытие всех дыр, всё равно нет", - считает он.

По словам Москвина, сейчас невозможно даже примерно посчитать, сколько в идеале нужно для достройки всех проблемных объектов Ленобласти.

"На следующей неделе буду в Москве  и постараюсь выяснить, каковы критерии для попадания в программу, аналогичную той, что была запущена в отношении "Урбан групп". Но без этого понимания не могу сказать, насколько это реально", - заметил он.

В целом же ответственный за стройку настаивает, что в любом случае никаких живых денег, даже наподобие субсидий, регионы не получат.

"Идеальным был бы вариант, как с достройкой "СУ-155". Там был принцип такой, что государство вливало деньги в банк, а он — подрядчику. Но точно не будет так, что из бюджета кто-то кому-то пришлёт на депозит. Этого нам как раз не нужно",  - полагает он.

Впрочем, Ленобласть уже вступила на путь помощи денег из бюджета. Накануне мы как раз рассказывали о поправках в бюджет, включающих в себя взнос в уставный капитал Ленинградского областного агентства жилищного кредитования 145 млн рублей. Эти деньги пойдут на выкуп квартир в ЖК "Силы природы" и участие в достройке ЖСК "Охтинский".

По признанию Москвина, это только первый шаг и на оба объекта нужен миллиард.

"Дальше ЛеноблАИЖК будет выбирать, в каком банке брать кредит на достройку, где это выгоднее. Но это не благотворительность, на самом деле это деньги в долг. На концовке ЛеноблАИЖК должен будет вернуть всё, что ему дали, заработав на продаже квартир", - объяснил он.

Распространять же опыт по внедрению своих щупальцев в головы оставшихся 34 проблемных объектов Москвин бы рад, но пока не может.

"Внедряться мы можем только на те стройки, где мы получили на это право. Для этого застройщик должен пройти процедуру банкротства, дойти до создания жилищно-строительных кооперативов и вообще -  быть экономически привлекательным. Пока таких примеров два, а в остальных у каждого свои субъективные причины, почему этого не произойдёт", - говорит Москвин.

Тем не менее, он подчёркивает, что в остальных случаях правительство пытается вмешаться в судьбу долгостроев. По одним ищут инвесторов, по другим собирают документы.

"С деньгами каждый может. А мы выкручиваемся так".

 

Юлия Гильмшина,
47news