ФСБ зашла в Ленавтодор и комитет по дорожному хозяйству. Посмотрела на все крупные дорожные контракты за три года. В кабинеты руководителей - Седова и Запалатского - тоже заглянули. А там, по словам вице-губернатора Москвина, добрые глаза.
До позднего вечера 7 ноября оперативники "банковского" отдела Службы экономической безопасности регионального Управления ФСБ проводили осмотр и выемку документов в государственном казённом учреждении "Ленавтодор" и областном комитете по дорожному хозяйству (КДХ). Мероприятие, по сути, обыск, но проводится при доследственной проверке. Все началось около 11 утра.
Оба ведомства располагаются в здании на Рижском проспекте, 16 в Петербурге. По информации нашего издания, сотрудников интересовали все дорожные контракты, начиная с 2015 года. О масштабности выемок говорит визуальная деталь: по словам очевидцев, все документы сносились в актовый зал на четвёртом этаже, где есть возможность разложить материалы на большом столе для совещаний.
Одним из первых кабинетов, куда зашли чекисты, стала приёмная директора Ленавтодора Дениса Седова. Он всё же смог ответить на звонок и сообщил, что у него в кабинете много сотрудников ФСБ, поэтому комментировать сложно. Оживлённый гомон на заднем фоне слова Седова подтверждал. Добрались оперативники и до кабинета председателя КДХ Юрия Запалатского. Впрочем, в разговоре с 47news он сначала ссылался на некое совещание, а потом на занятость.
"Вы всё узнаете завтра из прессы", - почему-то неоднократно повторил чиновник.
По предварительным данным, одними из первых ФСБ изъяла два дорожных контракта на строительство путепроводов в Гатчинском и Выборгском районах. Есть мнение, что оперативники СЭБа ищут доказательство того, что при строительстве использовались более дешёвые материалы, нежели указанные в проекте, или материалы, не соответствующие нормативам. Говорят, звучали даже слова об опасности при эксплуатации объектов.
По словам служащих обоих ведомств, их закрыли в актовом зале на четвёртом этаже. На третьем блокировали Дениса Седова, а на втором - Юрия Запалатского. Во время подготовки публикации Седов вышел на связь.
- Меня не задержали и никуда не везут. Сотрудники ФСБ здесь же. Их человек тридцать. Никаких автоматов и масок нет. Вот один рядом стоит, - ответил руководитель Ленавтодора Денис Седов на звонок 47news в половине шестого часа вечера, добавив, что бежать и применять физическую силу к чекистам не собирается (для тех, кто видел бывшего спецназовца Седова воочию, такая мысль странной не покажется).
По предварительной информации, первый контракт, заинтересовавший гостей, был заключён в 2015 году между Ленавтодором и крупной строительной компанией ЗАО "Пилон" на строительство путепровода в Гатчине стоимостью 985 млн рублей. Из них 411 млн - средства областного бюджета, остальные - из федеральной казны. Физически объект уже построен. В июле 2017 года его торжественно открывал теперь уже бывший министр транспорта РФ Максим Соколов и губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. На сегодняшний день движение по путепроводу запущено, заключение о соответствии получено. Но документарно ввода объекта в эксплуатацию ещё не произошло. По словам собеседников в КДХ, это дело нескольких недель. По данным сайта госзакупок, практически вся сумма контракта подрядчику выплачена. Основной трудностью в реализации стал выкуп земель у собственников участков на пути путепровода. Кстати, на этом контракте "Пилон" потеснил других тяжеловесов отрасли: "АБЗ-Дорстрой" и "Мостостроительный трест № 6".
Ещё один контракт, которым, предположительно, заинтересовались оперативники СЭБа, стал договор от августа 2015 года на строительство путепровода "Таммисуо - Гвардейское" на перегоне "Выборг - Каменногорск". Подрядчиком строительства также выступает "Пилон". Срок окончания работ - 30 декабря 2018 года, а стоимость - 919 млн. Закупка тогда была произведена по процедуре единственного поставщика. Движение по путепроводу также было тожественно открыто, но это, в отличие от гатчинского путепровода, случилось в начале октября. Ввод в эксплуатацию намечен на конец 2018 года.
Фото: комитет по дорожному хозяйству правительства Ленобласти
По данным "СПАРК-Интерфакс", "Пилон" зарегистрирован в 1993 году. Основной вид деятельности - строительство мостов и тоннелей. В 2017 году оборот компании составил 8,8 млрд рублей, прибыль - 50 млн рублей. Стопроцентным владельцем компании является бизнесмен Мевлуди Блиадзе. Среди заметных проектов "Пилона" - реконструкция набережной Лейтенанта Шмидта в Петербурге, капитальный ремонт подводного автодорожного тоннеля на Канонерский остров, работы по реконструкции трассы М-11 в границах Петербурга и Лиговского путепровода, а также ещё не один десяток сложных объектов. Одной из последних работ стал демонтаж Банковского моста.
Одним из громких госконтрактов для "Пилона" стал подряд на строительство путепровода на Дунайском проспекте стоимостью 11,5 млрд рублей. Заказчиком выступала Дирекция транспортного строительства Петербурга. В мае 2017 года к чиновникам и коммерсантам зашли оперативники УФСБ. При этом работал тот же самый первый отдел СЭБа. Тогда, чекисты предполагали хищение при формировании расценок на конструктивные элементы, пилоны и вантовые системы, а также то, что часть принятых заказчиком работ фактически была не исполнена.
По словам председателя совета директоров Мевлуди Блиадзе, к нему ФСБ по поводу путепроводов в Ленобласти не обращалась.
- К нам никаких вопросов не было. Материалы у нас не дешевле и не дороже, они соответствуют ГОСТу, в том числе и те, что использовались при строительстве.
- Может, вас подвинуть хотят? Конспирологии не предполагаете? - поинтересовался 47news.
- Я не вижу, кто нас может подвинуть. Мы такие одни. У нас множество реализованных сложнейших проектов. Один Дворцовый мост чего стоит. Если хотят, чтобы мы не работали, то от этого не выиграет ни Петербург, ни Ленобласть, ни страна, - уверен Блиадзе.
Вице-губернатор Михаил Москвин, отвечающий в числе прочего и за дороги, к вопросам о судьбе Седова и Запалатского отнёсся, как показалось, меланхолично.
- Нарушений в КДХ нет, - сообщил чиновник.
- Точно нет? Значит, ФСБ зря пришла? - подыграл мелодию 47news.
- По моей информации, нарушений в КДХ нет, - поправился собеседник.
- Когда путепроводы последний раз обсуждали?
- На торжественных открытиях, - чуть запнувшись, ответил чиновник.
Просьбу высказать своё мнение о происходящем в целом Москвин задумчиво отверг, сообщив лишь из важного, что у Седова добрые глаза, а у Запалатского они совсем не хитрые. Последний, кстати, в телефонном разговоре с 47news обещал всё рассказать, когда его отпустят.
Возвращаясь к выемкам, навскидку скажем, что на той же линии "Выборг — Каменногорск" есть ещё один торжественно открытый виадук "Выборг-Таммисуо" стоимостью более 900 млн рублей, выделенных из федерального и регионального бюджетов. И он вполне мог попасть в поле зрения.
Виктор Смирнов,
47news