Парламент Ленобласти так взбрыкнул, что правительство почти разрешило ему трогать бюджет. Народные избранники больше не хотят доедать за чиновниками, хоть и считать тоже не хотят. Заодно юный вице-губернатор Ялов показал старшему Маркову политику.
В преддверии открытия нового политического сезона, то есть выхода депутатов Законодательного Собрания после каникул, под сомнение поставлен принцип неравенства властей, утвердившийся в Ленобласти. Поводом стало обсуждение на заседаниях комиссий изменений в закон "О бюджетном процессе", инициированных ещё в мае Владимиром Петровым.
Мы уже рассказывали, что суть новаций заключается в попытке заставить исполнительную власть прислушиваться к законодательной при формировании бюджета. Точнее, при разработке государственных программ, составляющих основу главной сметы региона. Сейчас правительство фактически разрешает народным избранникам только нажимать на кнопки при голосовании за бюджет. Вице-губернатор по финансам Роман Марков настолько строг с парламентариями, что не разрешает не то что влиять на документ, но даже задавать вслух вопросы.
Теперь же предлагается наделить депутатов полномочиями по рассмотрению госпрограмм и правом принимать решения рекомендательного характера. По большому счёту, функции символические, ведь мало кто поверит, что люди, не вникающие в суть того, за что голосуют, примутся шерстить и перекраивать семнадцать папок по 150 страниц каждая. Пойди исполнительная власть на эту малую уступку, полсотни людей с мандатами тут же бы о ней забыли. Но ещё летом Роман Марков объяснил всем, что не считает нужным допускать до своих цифр тех, кто и вникнуть в них не способен.
Вот на этом месте началось.
- Нам говорят, что и так позволяют знакомиться с госпрограммами. Ишь, с барского плеча швыряют. Мы хотим закрепить право на формирование бюджета, а не доедать за чиновниками, - поделился размышлениями лидер фракции ЛДПР Андрей Лебедев. Справедливости ради добавим, что даже утверждённые госпрограммы на сайте "Открытый бюджет" появились лишь минувшим летом, уже после того, как на их отсутствие там обратили внимание.
По состоянию на среду, 19 сентября, законопроект рассмотрен на заседаниях тринадцати комиссий, и пока большинство из тех, кто принял хоть какое-то решение, хочет соответствующих изменений. Неудивительно, что комиссия по образованию, возглавляемая эсером Александром Перминовым, рекомендует принять документ в первом чтении, точно так же как строительная, где председательствует либерал-демократ Андрей Лебедев.
Интрига скорей видна в том, что лидер фракции "Единая Россия" Олег Петров вместе со своей комиссией по законности поддержал оппозицию. Притом он открыто пожаловался, что ему надоели те рамки утверждения бюджета, в какие его и товарищей загнало правительство.
На Суворовском, 67 были настолько не готовы к такому демаршу, что использовали классический аппаратный метод борьбы - давление авторитетом. Роман Марков предпочёл испариться из действия, предоставив право разбираться с обвалившимися трудностями младшему товарищу — вице-губернатору по экономике Дмитрию Ялову. Тем более он возглавляет совет при губернаторе по разработке и реализации госпрограмм. Так вот, помощники некоторых депутатов пересказывают в кулуарах, как Ялов звонил их начальникам с просьбой не поддерживать документ Петрова.
Комиссия по бюджету, возглавляемая Татьяной Бездетко, голосовала последней, как раз 19 сентября, и приняла решение отклонить поправки. Напомним, Маркова и Бездетко иногда связывают общие финансовые интересы. Комиссия по экономике, где председатель Ильдар Гилязов, солидарна с предыдущей. Считается, что Ялов порой использует фамилию Гилязова для инициативы некоторых законопроектов. Со стороны выглядит это не до конца отрепетированным, поскольку парламентарий не всегда в состоянии сформулировать, под чем подписался. Оставшиеся восемь комиссий пришли к выводу, что им нужно подумать месяц-другой.
По словам Владимира Петрова, он пытается донести до коллег мысль, что это не бунт, а реакция на существующие правила. Он неоднократно обращал внимание на то, что при составлении бюджета, вплоть до первого чтения, депутаты не имеют права даже высказываться по его поводу. Ко второму чтению они в принципе могут подготовить поправки, но те должны уложиться в ранее установленные границы, да и времени всего пара недель. Третье чтение — вообще формальность.
- Нам говорят, что есть нулевое чтение и надо начинать с него. Во-первых, в ходе обсуждения выяснилось, что такого понятия вообще не существует в федеральном законе. Во-вторых, это тоже условность, ведь все параметры установлены ещё летом. К нам отношение такое: послушали, проголосовали — пошли вон. Хватит так с нами, - добавил он.
- Такое ощущение, что чиновники хотят что-то скрыть и потому не допускают, чтобы мы лезли в их папки, - размышляет Лебедев.
Пока выходом из ситуации в правительстве посчитали создание специального распоряжения губернатора. В нём хотят сделать обязательным участие в экспертном совете по разработке и реализации государственных программ депутатов ЗакСа, а также проводить их заседания в открытом режиме. В основной совет, где примерно раз в месяц обсуждаются поправки, предлагают включить десять народных избранников из разных комиссий. В расширенный — только двух, Гилязова и Бездетко, причём, прописав их поимённо. Правда, это практически не действующий орган, поскольку занимается созданием новых госпрограмм, а они уже все придуманы.
- Данный механизм взаимодействия обеспечит участие ЗакСа Ленобласти в рассмотрении государственных программ. При этом не усложнит бюджетный процесс и будет способствовать эффективности их реализации, - написал Дмитрий Ялов в письме спикеру ЗакСа Сергею Бебенину.
Помимо прочего, он согласен этим же документом закрепить необходимость направлять проекты госпрограмм одновременно и в правительство, и в парламент. Более того, рассматривать поступившие предложения на заседаниях экспертного совета, где депутаты будут обладать правом голоса.
- Мысль в целом годная, но противоречит федеральному закону "Об общих принципах организации властей". Для её исполнения нужно не распоряжение правительства, а опять-таки отдельный закон. По сути, изначально мы просили просто смотреть на госпрограммы, без претензий на их исправление. Теперь же нам предлагают даже возможность голосовать по ним, - заметил Владимир Петров в беседе с журналистом 47news.
Вице-губернатор по экономике Дмитрий Ялов в беседе с 47news по этому поводу заметил, что благодарен депутатам за поднятый вопрос и очень рад, что придумал, как всё исправить. "Проблема недостаточно полного участия депутатов в рассмотрении госпрограмм имеет место быть. С одной стороны, сейчас нет удобного механизма, с другой — никто никогда и не запрещал изучать документы. Более того, когда Минфин запускал госпрограммы, предполагалось их всестороннее и публичное обсуждение", - рассказал он.
По словам чиновника, включение парламентариев в экспертный совет даже чётче определит способ их влияния на формирование бюджета.
- В предлагаемом законе этот формат толком не прописан, а в моём варианте всё станет понятно. Просто появится новый инструмент, и мы им будем пользоваться. Это шаг вперёд, - полагает он.
- Как считаете, депутаты будут ходить на заседания вашего совета?
- Не факт, но поводов для пессимизма у меня нет. Приложу все усилия, чтоб их вовремя оповещали и чтобы мероприятия проходили не по формальным поводам. Хотя, понимаю, что не все обсуждаемые темы будут интересны сразу всем членам совета из числа депутатов.
- Почему теперь вы занимаетесь этой темой, бюджет вроде не ваше?
- Тут дело не в бюджете, а в госпрограммах, это как раз мои полномочия. С удовольствием бы их кому-нибудь передал, но нельзя.
- Говорят, вы обзванивали депутатов и просили голосовать против законопроекта. Было такое?
- Я побывал на всех комиссиях, общался со всеми депутатами, с некоторыми в том числе обсуждал по телефону. Везде говорил одно и то же, выражаю мнение открыто и прямо.
- Если закон всё-таки примут, его наличие помешает реализации вашей схемы с экспертным советом?
- Надо подумать.
У депутата Лебедева мы спросили про вероятность того, что депутаты, когда им окончательно разрешат, будут так тщательно изучать госпрограммы, как требуют.
- Дело не в этом, а в вечном унижении, приведшем к самоуважению, - сказал он.
В редакции же вспомнили отрывок из фильма "Убить Дракона" по мотивам пьесы Евгения Шварца:
"- Прошу слова!
- Чего?
- Слова.
- Шутит! Он шутит! Господин Дракон, это явная шутка, такое нельзя сказать всерьез.
- Зачем тебе слово? Чего ты с ним будешь делать?
- Все-таки, если нельзя протестовать, то хотя бы поспорить".
Юлия Гильмшина,
47news