Депутатам ЗакСа надоело, что к ним близко приближаются те, кто может подсмотреть в бюджетные iPad. Травма от журналистов всколыхнула в избраннике Ломове детские воспоминания. А там - мокрое дело.
В Законодательном собрании Ленинградской области наизнанку вывернули знаменитую фразу Владимира Путина о журналистах. "Их прислали подглядывать, а они подслушивают", - в шутку обратил российский президент итоги встречи 2006 года со своим израильским коллегой Эхудом Ольмертом (хотя справедливости ради отметим, что Путин не был автором афоризма, бытующего в народе - ред.). А 27 июня 2017 года парламент 47 региона возмутило как раз то, что журналисты стали за ними подглядывать. Просто подслушивать было нечего.
Напомним, что накануне, 26 июня, во время встречи губернатора Александра Дрозденко с депутатами ЗакСа Ленобласти самый бедный парламентарий региона Алексей Ломов на iPad внимательно изучал карту самого солнечного американского штата Флорида. В сентябре прошлого года полуостров изрядно потрепал ураган "Ирма". Кстати, под угрозой был и Мэриленд — штат-побратим Ленинградской области. Но фотографии девайса говорили, что депутата тянет в Диснейленд в Орландо, а также курортный порт Ориндж. Остроты придавало, что контуры атлантического побережья Флориды рассматривал член "Единой России". Партия любит публично критиковать звёздно-полосатое.
Как выяснилось, депутат Ломов не смог не отреагировать на фоторепортаж 47news. В эпилоге сегодняшнего заседания ЗакСа он выступил со шквалистой речью. Суть её сводилась к тому, что журналистам, освещающим работу областного парламента, следует держаться подальше от депутатов этого самого парламента. Слушающему речь депутата журналисту почему-то вспомнился классический американский сюжет об инфернальном урагане, который взял и унёс девочку Дороти с собакой Тотошкой в далёкую сказочную Страну Оз. Может быть, потому, что ураганный Ломов начал с того, что в детстве у него был рыжий щенок. Кутёнок был хорош, но любил гадить. Страдали ботинки. А собаку отучали от грязного дела тем, что тыкали носом в мокрое. Вспомнив прошлое, депутат вернулся в настоящее и попытался заглянуть в грядущее. В нём был крах журналистской вольницы.
"Есть прецедент, и мы должны отреагировать. Журналисты конкретного издания перешли границы профессиональной этики", - заявил Ломов и сообщил пренеприятнейшее известие. В СМИ опубликованы фотографии электронного девайса, который является собственностью Законодательного собрания. А в этих планшетах могут быть секретные документы, следовательно, требуется актуализировать список дозволенного журналисту на заседаниях депутатов. При этом Ломов не упоминал ни Америку, ни издание, переступившее грань. Не был сделан и акцент на том, что планшеты хоть и служебные, но куплены за счёт бюджета. Однако все же стало понятно, какое именно СМИ садануло депутата. Речь шла о 47news.
"Юлия Гильмшина критикует, много критикует по делу. Но здесь дело идёт о стёбе. А мы не стебаться сюда пришли", - наконец, персонифицировал свою обиду Ломов. Вскоре был упомянут пункт Ж статьи 4 положения об аккредитации СМИ при Законодательном собрании Ленобласти. Прозвучала просьба-рекомендация о вынесении журналисту 47news предупреждения.
Слова о том, зачем приходят на заседания парламента депутаты, понудили 47news обратиться к статистике. Она говорила, что депутат Алексей Ломов в прошлом году выступил с личной законодательной инициативой только один раз. Речь шла об изменении двух статей областного закона "О статусе депутата Законодательного собрания Ленинградской области".
На речь Ломова отреагировал спикер Сергей Бебенин. Он напомнил депутату о существовании комиссии по СМИ, в которую и можно обратиться. Но Ломов не хотел туда идти. Сложилось впечатление, что это далеко и надолго. Во всяком случае, в зале заметили, что год назад в этот орган уже обращался депутат Александр Верниковский. Тогда 47news опубликовал фотографии заснувшего на обсуждении социального кодекса представителя Сертолово. Верниковский говорил, что он не спал, а просто закрыл глаза. Но решения по его жалобе комиссией так и не принято.
На защиту Ломова встал его коллега по фракции "Единая Россия" Арчил Лобжанидзе. Он вспомнил третий созыв областного ЗакСа. Преданье неглубокой старины гласило, что после жалоб депутатов некоторые СМИ все же лишались аккредитации в ЗакСе. Отметим, что как таковой аккредитации журналистов в ЗакСе не существует. С осени 2017 года парламент 47 региона квартирует на площади Растрелли, 2. Но свои заседания областные депутаты проводят в Доме правительства на Суворовском проспекте, 67. Кстати, не помним, что там было в третьем созыве, но в 2017 году депутат Лобжанидзе не выстрелил ни с одной личной законотворческой инициативой.
Поддержка Ломову пришла и в лице коллеги Андрея Шаронова. Он согласился с тем, что, если журналист опубликовал порочащие народного избранника сведения, то должен понести за это наказание. "Ломов прав, в айпаде может быть секретная информация. Например, о назначении судей. Фотографировать наши айпады категорически неправильно", - заявил Шаронов. В 2017 году он дважды выходил с законопроектами, но не лично, а в коллективе.
В зале прозвучала фамилия депутата Вадима Густова. Прозвучала в той коннотации, что это еще ничего страшного, что были опубликованы фото с Ipad Ломова. А вот у Густова действительно в гаджете может быть информация категории "top secret".
Солидаризировался с Ломовым и депутат Александр Матвеев. Он считает, что журналисты должны перемещаться во время заседания по конкртеному маршруту. "Пусть бегают по кругу, а не между рядами", - квадратно просто заявил Матвеев.
А депутат Сергей Карваев и вовсе призвал спикера Бебенина на помощь. "Видите, что он (журналист) ходит, скажите ему "Сядь на место", - посоветовал спикеру Караваев. Как показалось, для него спикер парламента - это что-то типа циркового шпрехшталмейстера.
А в итоге председатель Бебенин предложил самому Ломову инициировать процесс создания специальной комнаты, в которой бы журналисты могли смотреть трансляции заседаний ЗакСа, а не ходить по рядам зала и фотографировать. При этом он напомнил своему депутатскому корпусу историю петербургского Законодательного собрания. Его председатель Макаров тоже вводил новые правила поведения для представителей СМИ, но не всегда удачно. Журналисты не хотели соблюдать дресс-код и перемещаться по Мариинскому дворцу по выверенным маршрутам.
"Макаров Вячеслав Серафимович попробовал сделать что-то подобное, но долго не просуществовал. Но если нарушаются права депутатов, так давайте это обсудим", - вновь отправил недовольных депутатов в профильную комиссию по СМИ Бебенин.
Но спикер не исключил и второго варианта. Он всё же напомнил Ломову о существовании судебных механизмов. Однако к обращению в суд необходимо подготовиться и быть уверенным в своей правоте. "Нужно иметь доказательную базу, документацию. Сегодня СМИ в этом плане очень профессиональны. Вы никогда не докажете их вину. Только если они допустят какой-нибудь ляп", - заявил Бебенин.
В свою очередь депутаты Саяд Алиев и Николай Кузьмин заявили, что если кто-то из считающих себя задетыми журналистами депутатов решится пойти в суд, то они готовы присоединиться.
Отметим, что в прошлом году Караваев инициировал три законопроекта, Алиев — один, Кузьмин предпочитал работу в коллективе, а Матвеев испытывал кризис личного законотворчества.
В начале своего выступления Ломов заявил, что его разговор не продлится больше пяти минут. Он готов был даже засечь время. А в итоге права и обязанности журналистов обсуждали минут двадцать. Завершилось толковище тем, что один из депутатов напомнил, что в здании на Растрелли есть комната релаксации. В неё и были приглашены все участники заседания.
Александр Калинин,
47news