"РЖД" настолько надоело собирать тела со шпал, что в Тосненском районе возведут путепровод. Такая забота подрывает веру граждан в президента и губернатора. Бонусом к разочарованиям их выселят с родной земли, а дома снесут экскаватором. Не за бесплатно, конечно.

Маленький городок Любань Тосненского района, расположенный на пути из Санкт-Петербурга в Москву, на грани того, чтобы стать протестной точкой на карте Ленобласти. Через 169 лет после того, как здесь прошёл первый пассажирский поезд, жители поселения выступают против появления нового путепровода.

Началось всё с рассылки уведомлений в адрес владельцев одиннадцати земельных участков. В них сообщалось, что во второй половине 2018 года начнутся работы по строительству путепровода на железнодорожной станции Любань на автомобильной дороге Павлово-Мга-Шапки-Любань-Оредеж-Луга. И добавлялось, что объект собственности "размещается в проектируемой полосе отвода дороги и подлежит изъятию". Обещалось, что выкупят по рыночной стоимости как территорию, так и постройки на ней.

Отметим, что сейчас переезд представляет собой обыкновенный шлагбаум с железными заграждениями для машин и световыми сигналами. Новый путепровод предполагается двухуровневым - то есть ждать, когда пройдёт поезд, будет больше не надо, а преодолеть рельсы и людям, и транспорту можно будет по верху. Мотивируется это увеличением скоростей движения современных поездов и тем, что Любань — единственный населённый пункт на пути в столицу, где остался переезд старого образца.

KL.jpg

Ультимативный тон послания всполошил местных граждан, ведь они тотчас осознали свою беззащитность перед государственной махиной. По сути, каждый гражданин нашей страны может оказаться в ситуации, когда земля, где расположен его частный или многоквартирный дом, станет нужна для масштабного проекта. Конечно, по закону будет положена компенсация. Но это в столице под телекамеры легко добиться своего. А в городе, где с имперских времён стало всего в два раза - то есть на 2300 жителей больше - шанс, что тебя не обделят, микроскопичен.

По словам одной из получателей такого письма, Елизаветы Косарёвой, она и соседи опасаются, что выданных денег ни на что не хватит. "В подобных случаях рыночная стоимость приравнивается к кадастровой, а это совсем смешные суммы, за дом можно получить триста тысяч", - говорит она. В интернете предложения "приличный домик плюс 14 соток в Любани" начинаются от 1,7 миллиона рублей. Также люди уверены, что им придётся влезать в ипотеку, а это семьям с детьми или пожилым будет не под силу.

Заметим, все переправы, строящиеся в Ленобласти, переживают судьбу сопротивленцев. Так было и в Выборге, и в Гатчине. Санкт-Петербург в этом смысле не исключение. Уже классическим стал пример, когда жители дома на Ремесленной из-за строительства к Мундиалю оказались под мостом. Всё это показывает, что на пути к цели у нашего государства не бывает препятствий.

Жители пытались обратить на себя внимание посредством писем в Общественную палату и Полпредство по СЗФО. До губернатора Александра Дрозденко дошли вживую во время одного из его приездов в начале января. По реакции выяснили, что он не в курсе их недовольства, ответственность за что, кстати, судя по обращениям, возложили на вице-губернатора по строительству Михаила Москвина, который вовремя не доложил.

В качестве альтернативы граждане предлагают перенести путепровод за черту жилой застройки городского поселения. Тем более, что в генеральном плане сказано, что до 2035 года таковой и так должен появиться.

Как ни странно, людей чрезвычайно поддерживают местные власти. Так, глава совета депутатов Николай Николаев от имени всего парламента отправил официальное прошение на имя главы региона с просьбой "исключить возможность строительства путепровода в створе существующего переезда в границах улицы Карла Либкнехта". Обосновывает тем, что "проект не отвечает интересам граждан, проживающих здесь". Правда, ни он, ни глава администрации Василий Бровчук на сотовые телефоны не ответили.

Зато глава Тосненского района Виктор Захаров и вовсе заверил журналиста 47news в том, что проект заморожен. "Мне так Москвин сказал", - заметил он.

- Я поддерживаю людей, правильно они выступают против этого путепровода. Есть идея другого пути, уже того, что пойдёт в обход жилого массива. Он, вроде, попозже планируется, вот если бы его начать пораньше - было бы идеально, - объяснил Захаров.

659598-1024-5b0c2ffe30263.jpg www.interpress.ru/Александр Тарасенков

Впрочем, в правительстве Ленобласти позиция совершенно иная. Председатель комитета по дорожному хозяйству Юрий Запалатский уверенно заявил, что от проекта никто отказываться не собирается, несмотря ни на какие волнения.

- Мы всё делаем в рамках закона, этот вариант - самый дешёвый из всех нами рассматриваемых. Дело всё в желании людей продать участки подороже. Даже не тех, кто сейчас выступает против, а тех, кто немного подальше и кто хочет, чтобы мы у них выкупили. У меня там ни земель, ни знакомых, так что никакой личной заинтересованности, - отрезал чиновник.

Кстати, у главного дорожника всё настолько решено в голове, что он даже знает, как в случае чего будут сносить дома. "Как-как! Экскаватором! Вы что, телевизор не смотрите? Не мы будем сносить, а подрядчик, который выиграет конкурс", - добавил он красок.

Впрочем, начальник отдела развития территории дорожной деятельности Анна Хайкара полагает, что все волнения - вообще раньше времени.

- Ещё нет никаких оснований говорить о выкупе. Проект планировки территории только в разработке. Мы его направили по всем комитетам, только через месяц получим обратно либо с замечаниями, либо без них. Без этого документа не принимается решение о выкупе участков, следовательно, не может быть разговоров о стоимости. Мы даже пока не знаем, какие участки и в каких размерах войдут в проект. Может, где-то придётся взять один метр и о выкупе всего не будет идти речи, а где-то - семь из десяти, что влечёт выкуп всего целиком, - рассказала она.

Предполагается, что в идеале финансирование будет федеральное, по крайней мере, необходимые 600 миллионов будут просить именно у Москвы. На проект ушли 22 миллиона из областного бюджета. "Ещё мы должны пройти Госэкспертизу, что, в лучшем случае, сможем сделать к концу этого года. Так что если всё пойдёт хорошо, заявку на финансирование подадим в 2019 году, а деньги будем просить на 2020-21 годы. В те сроки и начнутся первые реальные переговоры с жителями", - объяснила Хайкара.

В целом же она уверена, что жизнь людей от модернизации только улучшится. "Я выезжала на объект, дома стоят вплотную к железной дороге. Постоянно ездят поезда, переезд каждый час закрывается. Какой комфорт под такой грохот? В "РЖД" идёт программа по ликвидации одноуровневых переездов, там говорят, что надоело трупы собирать. Люди же лезут прямо на красный семафор. А путепровод предполагает защиту путей так, что никаких лазеек не останется. Для этого и надо расширить нынешнюю дорогу параллельно рельсам. Можно, конечно, оставить некоторые дома, но кому надо, чтоб из окна забор торчал?" - добавила она.

Говоря об оценке недвижимости, чиновники убеждают, что пройдёт она, согласно средним ценам из интернета. "Мы ещё никого не обидели. В Любани 1700 подворий, из них 1000 ждут нового путепровода, им надоело жить по расписанию", - уверена Хайкара.

А вот что касается альтернативного путепровода, уводящего за жилые массивы, то на Суворовском, 67 советуют особо на него не рассчитывать. Его стоимость оценивается в 10 миллиардов рублей. И если выбирать, что нужнее - переезд во Всеволожском районе или в Тосненском - выберут однозначно первое.

"Странно, что местные власти против, ведь это они в своё время разрабатывали генеральные планы. Другое дело - проектировщик, "Ленгражданпроект", постарался в кавычках. Нельзя было так людей уведомлять, сначала надо было их подготовить, поговорить. Теперь нас никто и слышать не хочет", - заметили в комитете.

457320-1024-5b0c2fdc45119.jpg www.interpress.ru/Александр Николаев

Вице-губернатор Михаил Москвин же на вопрос, зачем он путает муниципалов, заметил лишь, что "ничего такого не говорил". Кстати, жители ему припомнили, что Александр Дрозденко в начале года пообещал в случае возможности перенести путепровод за жилую застройку. Тогда как он, Москвин, прислал ответ, где говорилось, что с намеченного плана правительство не сойдёт. "Ответ Москвина М. И. не только подрывает веру жителей в обещания, данные Дрозденко А. Ю., так еще и получен жителями через неделю после выступления Путина В. В., где он сказал: "За счет строительства обходов разгрузить города от транзитных автомобильных потоков...".

- Ой, опять я виноват? Видимо, сбой программы. А вообще, я сказал Захарову, что на ближайшие три года в бюджете деньги не запланированы. Это правда. Но мы даже не обязательно будем рассчитывать на федеральные средства, может быть, и сами справимся, посмотрим. Соглашение подписано, путепровод будет, - заключил он.

Юлия Гильмшина
47news