Парламент Ленобласти заявил, что больше не будет карикатурным. Правительство перестанет унижать депутатов, ведь они смогут следить за чиновниками. Пожертвовать политической монополией придётся даже губернатору. И больше никаких "сам себе режиссёр".
В Законодательном cобрании Ленинградской области проклёвываются зачатки гордости. В начале недели в канцелярию поданы сразу три законопроекта, реализация которых ставит перед собой цель переломить карикатурный характер этого органа власти.
Автором всех стал Владимир Петров. Как ни завидно коллегам, пока он единственный из пятидесяти народных избранников, кто с периодической частотой настаивает, что депутаты не приматы губернатора и правительства. Товарищи по залу с этим не согласны, ведь полмиллиарда бюджет тратит не на их активность, а на то, чтобы они молчаливо соглашались со всеми идеями Суворовского, 67. Пока этому органу власти больше подходит определение "мебель", а деятельность хорошо описывает прилагательное "картонные".
"Совместными усилиям исполнительной власти и самих депутатов превратился в бессмысленный орган вроде Общественной палаты. Это было предсказуемо, ведь даже вопрос, как применять даже федеральный закон, решают в региональном правительстве. Мы стали нужны только как громоотвод, когда руководству региона нужно принять неоднозначный законопроект вроде социального кодекса", - пожаловался он в беседе с журналистом 47news.
Для комплексного изменения ситуации, разработан законопроект о проведении депутатского расследования в отношении должностных лиц органов государственной власти или самоуправления. Список поводов, из-за чего оно может быть инициировано, достаточно широк, и, по сути, включает в себя исследование любых причин ухудшения жизни человека, а также факты коррупции. К примеру, предметом может стать несоблюдение порядка использования собственности, исполнения бюджета.
По словам Петрова, для начала должна быть создана специальная комиссия, она и постановит, надо ли вмешиваться в ту или иную часть жизни чиновников. "Вот возникнет у меня подозрение, что Роман Марков (вице-губернатор по финансам — ред.) нас обманывает, я имею право сделать серию запросов, чтобы подтвердить или опровергнуть теорию. Наши запросы ничего не значат и на них не обязаны отвечать, так что могут и послать. Тот или иной результат отдаю в СМИ. Как ни крути, придание публичности сегодня — высшая форма наказания для представителей власти", - объяснил механизм он.
- Это станет высшей формой контроля представительной власти за исполнительной, - мечтательно заключил он.
Возможно, исполнит наконец народный избранник свою мечту и добьётся того, чтобы парламент прекратили шпынять при формировании бюджета. Для этого поданы поправки в закон о бюджетном процессе в Ленобласти.
"Нас унижают всегда. Но единственное время, когда нельзя обойтись без депутатов — это время принятия бюджета. Мы нажимаем кнопки безропотно и без обсуждений. Настала пора менять ситуацию", - полагает Петров.
Возможно, ему просто вспомнились многолетние обиды от того же финансового Маркова, который не скрывает своего презрения по отношению к депутатам. На их вопросы он, как правило, отвечает примерно в таком же духе, что и воспитатель детского сада, которого ребёнок попросил объяснить теорию биполярности. То есть свысока и в духе "иди отсюда, мальчик, это тема для взрослых". И это ещё ничего, ведь недавно он настаивал, что они вообще должны помалкивать.
Дело в том, что бюджет на 96-97% состоит из государственных программ, на которые повлиять при их формировании парламентарии толком не могут даже рекомендациями. Хотя бы потому, что в ЗакС они при составлении даже не отправляются. А госпрограмма — это своеобразный список трат на ближайшие годы. Получается, что на утверждение депутатам даётся только готовый продукт, на который можно только смотреть.
"Сейчас госпрограммы формирует, утверждает и исполняет правительство. Сам себе режиссёр, актёр и зритель. Если поправки к законопроекту будут приняты, комитеты вынуждены будут хотя бы защищать проекты перед парламентом", - снова настаивает Петров.
На такую мысль, к слову, его навела ситуация с тарифами на социальное такси. Кому оно положено и в каких часах, решает комитет по социальной политике своим распоряжением. "Никому не докладывают, никого не спрашивают. Творят, что хотят. Мне жители начали жаловаться, а я уже сделать ничего не могу, потому что поздно. А так бы написал отдельный законопроект по этому поводу", - сказал он.
Ну и напоследок, чтоб не спадал интерес к политической жизни, депутат Петров захотел изменить закон о выборах губернатора. Так, чтобы баллотироваться могли и самовыдвиженцы. Сейчас правом выдвигать свою кандидатуру обладает только представитель какой-либо из политических партий.
"Существующий порядок во многом является дискриминационным в силу того, что пассивного избирательного права лишены граждане, по разным причинам не связанные с парламентскими партиями. Предлагаемые изменения пойдут на пользу развития демократических институтов в Ленобласти, а также дадут толчок к здоровой политической конкуренции между партиями и общественными движениями", - уверен он.
Подав этот законопроект, Петров, с его слов, подумал сначала о себе, затем — о Путине. "А если Александра Дрозденко куда-нибудь заберут, что будет с Ленобластью? Доверить её никому не могу, разве что только себе. А сам я беспартийный. Президент у нас избирался в качестве самовыдвиженца. В Москве есть возможность для тех, кто вне партий, участвовать в выборах мэра, и Сергей Собянин и сейчас идёт как самовыдвиженец. А чем Ленобласть хуже?" - интересуется Петров.
Заметим, что все документы в том или ином виде уже разрабатывались Петровым ранее, но были завёрнуты на моменте разработки. Насчёт губернаторских выборов, в 2015 году он в них и вовсе пытался участвовать, правда, только в праймериз "Единой России". Но, видимо, сейчас настал момент, когда совсем накипело.
Кстати, в Санкт-Петербурге закон о депутатском расследовании инициировал спикер Вячеслав Макаров. От коллег постоянно раздаются возгласы о лютой борьбе между исполнительной и законодательной властями. Дошло до того, что председатель ЗакСа Северной столицы внёс такие поправки, которые практически остановили строительство в Петроградском районе. Экономический убыток — миллиарда три, поднятие политического веса бесценно.
Другой пример. Недавно стало известно, что своей бездеятельностью депутаты ЗакСа Ленобласти практически приостановили работу целого Пулково. Правда, никто из них так и не смог вспомнить, как это получилось. Видимо, и не знали.
Юлия Гильмшина,
47news