Впервые за пятилетку бизнес прорвал градостроительную политику властей Ленобласти. Появляется всё больше фирм, отвечающих на запрет строить без соцобъектов фразой: "Да ничего вы нам не сделаете". Так стройная система без сильной руки превратилась в кашу.

Правительство Ленинградской области смело может объявить об окончании собственной градостроительной политики, которую пестовало на протяжении последних пяти лет. По крайней мере, у девелоперов всё больше доводов за то, что они могут, как в старые добрые времена, обойтись возведением жилых объектов, а не утруждать себя заботой о социальной инфраструктуре.

Такой вывод можно сделать, к примеру, если обратиться к недавнему заявлению заместителя главы администрации Гатчинского района Романа Дерендяева. Отвечая на вопрос одной из жительниц, он признал, что в его муниципальном образовании туго идут дела со школами. Настолько, что главной задачей в этой сфере чиновник называет ликвидацию второй смены.

В развёрнутом объяснении Дерендяев упоминает микрорайон "Въезд", где также не хватает образовательных учреждений. "К большому сожалению, застройщик микрорайона "IQ-Гатчина" не выполнил своих обязательств по строительству в микрорайоне двух детских садов (на 140 мест — прим. ред.) и, скорее всего, не сможет выполнить обязательства и по строительству школы на 600 мест", - находит виновника муниципал.

Далее следуют слова о том, что администрация "предпринимает всевозможные усилия". И о запасном варианте в виде пристроек к соседним двум школам, которые придётся, раз так случилось, возводить самим. Периодически переживает о том же самом даже депутат ЗакСа Лариса Пункина.

Эта история осталась бы сугубо местечковой, если бы не перманентные заявления властей относительно отношения к застройщикам, не соблюдающим собственные обещания. Не далее как в минувшую пятницу, 2 марта, в правительственных СМИ прозвучало резкое сообщение от строительного блока. В нём говорилось о неизменной градостроительной политике, которая выливается, в частности, в то, что ЖК "Созвездие" компании "Навис" не будет введён в эксплуатацию до тех пор, пока в нём не появится детский садик.

Диссонанс же виден в том, что аналогичные требования, вроде как предъявляемые всем подряд, обошли стороной тот же ЖК "IQ Гатчина", о котором упоминалось выше. Ввод в эксплуатацию объекта состоялся в марте прошлого года, а обещанный детский садик к нему не готов до сих пор.

По информации из строительного блока, застройщик, ООО "Ленстройтрест Гатчина", обещал представить один детский сад ещё к весне 2016 года, второй — весной 2018 года, а школу — в 2019 году. Для этого компания даже заключила соглашение с региональным правительством о выкупе соцобъектов за счёт налогов.

Правда, также известно, что фирма заключила инвестиционный договор с администрацией Гатчинского района. В соответствии с ним, компания взялась за комплексное освоение территории. По всей видимости, земля предоставлялась на неких льготных условиях, а в итоге садики и школы компания должна была чуть ли не отдать на баланс муниципалитета за просто так.

О том, как коррелируют оба пункта и кто кому должен, компания бюджету или бюджет компании, в правительстве Ленобласти оперативно пояснить не смогли. Хотя бы потому, что ответственные за то лица сами не понимают, что и думать.

По городскому телефону "Ленстройтреста" подтвердили информацию насчёт того, что дома в эксплуатацию введены год назад, люди там живут, хотя садика нет. "Здания до сих пор на кадастровый учёт не поставлены, но это с садиком не связано, и вроде как эта проблема решится после праздников", - заметили там.

- А что ж такой обман с садиком?
- Это не обман. Садик в процессе постройки.
- Хотя заявлялось, что будет гораздо раньше.
- Наш президент тоже много чего говорит, - на этом разговор завершился.

По данным информационной системы "СПАРК", "Ленстройтрест Гатчина" принадлежит ЗАО "Ленстройтрест", та - ООО "ЛСМ — Промышленные инвестиции", та — ПАО "Производственное объединение "Ленстройматериалы", та на 88,64% британскому Nevsky Capotal Partners LLP, на 7,47% - Дмитрию Игнатьеву. Гендиректор ЗАО "Ленстройтрест" Валерия Малышева является владельцем ООО "Ленстройтрест". Кстати, ЗАО в разы прибыльней одноимённого ООО, в 2016 году заработало 11,5 миллиона рублей против 343 тысячей рублей.

На уровне региона компания является довольно средней. В списке жилых кварталов на сайте указаны объекты в Янино, Колпино и Санкт-Петербурге. Основным бенефициаром считается 51-летний Дмитрий Игнатьев, хотя о нём говорят как о чрезвычайно закрытом человеке, который даже на переговоры в правительство никогда не ходит сам. Основное лицо компании - 42-летняя Валерия Малышева, судя по имеющейся у 47news информации, довольно скромна в недвижимости, а автомобилей на ней вообще не записано.

По словам Малышевой, первоначально планировалось, что разница между построенным домом и садиком будет составлять полгода. Но возведение зданий припозднилось из-за экономических трудностей, препонов с оформлением земли и необходимостью расселения объектов.

- Как вам удалось договориться с властями о вводе в эксплуатацию без садика?
- Были гарантийные письма в Госстройнадзор о том, что мы достроим садик, от обязательств мы не отказываемся.
- Когда будет садик?
- В конце 2018 года.
- Дома сданы в марте 2017 года, получается, задержка почти на два года. Вы серьёзно нарушили условия. Какие советы дадите тем компаниям, кто хотел бы также отклониться от правил правительства?
- Мы не считаем, что нарушили сроки.
- Как вы не нарушили, если нарушили?
- Как вы смеете задавать мне такие вопросы, не забывайте, что разговариваете с генеральным директором.
После этого беседа по существу прекратилась.

забор.JPG

Пока же факт в том, что Госстройнадзор Ленобласти, отстаивающий свои правила в одних случаях, пренебрегает ими в других. Даже когда последствия отсутствия объекта могут довести до апокалипсиса. Накануне Нового года мы как раз рассказывали, что в случае, если дольщики начинают массово выступать за свои квартирные права, власти вынуждены идти на уступки.

Так было с объектами бывшего вице-губернатора по строительству Николая Пасяды, которому готовы пойти на любые уступки, включая разрешение отсрочить ввод социальных объектов. Так было с объектом брата губернатора Московской области, "Самолёт ЛО", где даже отказались от требований обустроить толком Воронцовский бульвар.

В этих и подобных случаях страдает репутация исключительно власти, ведь буквально за год до того с высоких кресел заявлялось, что правительство не пойдёт на уступки ни в первом, ни во втором случае

О причинах подобной смены курса собеседники 47news готовы говорить лишь на анонимных началах. Так, один из них высказался в том смысле, что правительству просто не нужны очередные, пусть и потенциальные, проблемы с дольщиками. Поэтому становиться в позу и дожидаться исполнения обещаний, параллельно замораживая жилой комплекс на 778 квартир, как в "IQ Гатчина", не выгодно.

- Есть головная компания, а есть дочерняя. Маленькая обанкротится, и тогда что делать всему правительству, вместе с дольщиками на митинги выходить? - добавил он.

Другие замечают, что соглашения о строительстве социальных объектов, по сути своей — юридическая фикция. "Дубина здесь может быть только словесной. Сейчас все ушлые, в интернете вся история обещаний есть, и в случае неисполнения обязательств нарушение сроков ударит по репутации. Но формальным поводом отсутствие садиков или школ для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию быть никак не может", - сказал он.

- Стройная система по тому, как обязать застройщиков выполнять условия соглашений, сегодня превратилась в кашу. Нет сильной руки, которая заставит бизнес делать либо так, как сказали, либо никак. Лучшим способом отвести глаза от этой тенденции было бы замалчивание наличия принципов как таковых. Но правительство постоянно делает заявления о верности собственному курсу. В то же время, все видят, что постепенно от своих же правил отходят, - заметил ещё один.

Председателя Госстройнадзора Дениса Горбунова, отмечающего месяц на посту, мы спросили, видит ли он отклонение от официального курса и почему.

- Я не согласен с этим выводом, градостроительная политика выполняется по правилам. Просто в некоторых случаях приходилось отходить от них.

На этом месте журналисту 47news вспомнились документальные кадры о падении Берлинской стены. В них немцы сначала не могут её проломить, потом перемахивают через неё, а затем она под мощью толпы разваливается.

Юлия Гильмшина,

47news