Бизнесмены Петербурга и Ленобласти будут учиться делить 10 млрд рублей рынка обращения с отходами. Альянсы или стычки ждут мега-банкира Савельева, бизнес-тяжеловеса Ебралидзе, "мусорного короля" Язева и сына главы СовФеда Матвиенко. А 47news предлагает взглянуть на комбинации.
В наступившем году экономики Петербурга и Ленобласти как минимум на пять следующих лет получат операторов по обращению с отходами. И это поменяет правила игры отрасли.
Связка двух субъектов диктует специфические правила - под 90% всех отходов производит именно Петербург, а абсолютно все полигоны расположены в области. Так что по большому счёту эффективных форм взаимодействия между операторами двух регионов тоже только две: альянс или монополия.
Мы расскажем про обе, но сначала кратко опишем рынок и претендентов. Что касается рынка, то здесь интересны деньги. Годовой мусорооборот Петербурга оценивают в диапазоне от 5 до 10 миллиардов рублей. Ленобласти: от 800 миллионов до 1,5 миллиарда рублей в год. Примечательно - рентабельность оператора может достигать 30 и даже 50 процентов. Но о схемах поговорим дальше, а пока обрисуем игроков.
Понятная область
Про рынок 47-го региона мы рассказывали не раз. Главным претендентом на региональное операторство здесь выступает областная Управляющая компания по обращению с отходами, или, на сленге специалистов — просто Управляйка. Она имеет четыре собственных полигона и пока на 25% принадлежит правительству Ленобласти. Три четверти же компании с прошлого года стали активам структур, близких к владельцу крупнейшего городского банка "Санкт-Петербург" Александру Савельеву. В том, что в конкурсе на право зваться оператором победит именно Управляйка, из знакомых с ситуацией мало кто сомневается. Лишь скажем, что "Банк "Санкт-Петербург" не один из многих, а крупнейший региональный банк России, по числу клиентов уступающий в наших регионах лишь Сбербанку, читай, государству.
Второй претендент — владелец крупного действующего полигона "Новый Свет" в Гатчинском районе, бизнесмен Анатолий Язев, кто известен непростыми связями на уровне правительства Петербурга и Москвы, равно как и трудностью ведения с ним переговоров для обычных коммерсантов.
За третьего игрока мы еще недавно принимали совладельца компании Fort Group, а ныне депутата ГосДумы Борис Пайкина. Недавно связанные с ним структуры приобрели волосовский полигон "Профспецтранс", а также интересуются возможностью строительства нового большого полигона в Тосненском районе. Однако опрошенные 47news специалисты рынка уверены, что Пайкин, лишь недавно зайдя на этот рынок, на этот раз не будет претендовать на операторство, а постарается добиться выгодных условий для ведения собственного бизнеса с избранным претендентом. То есть его амбиции – субподрядные.
Неясный город
В Санкт-Петербурге всё сложнее — по словам специалистов, образ единого претендента здесь даже близко не определен. Кроме того, вероятно, что в Петербурге появятся сразу несколько региональных операторов. Скорее всего, два — один на юге, а другой на севере мегаполиса.
К основным кандидатам и здесь относится все тот же Анатолий Язев, владеющий, помимо полигона "Новый Свет", крупным мусорным перевозчиком ОАО "Автопарк №1 спецтранс". Сразу скажем — сочетание, при котором компания имеет и сбор-перевозку отходов, и собственный полигон, для этого бизнеса считается оптимальным. Так, существенное превышение нормативов, указанных в территориальной схеме, над реальным количеством образующихся отходов, позволяет получить дополнительную рентабельность до 30%. Ведь свой полигон и свой перевозчик всегда договорятся и покажут соответствующие цифры.
Второй возможный кандидат — бизнес-тяжеловес Александр Ебралидзе, собиравшийся построить новый мусороперерабатывающий завод на Волхонском шоссе, стоимостью 4,5 миллиарда рублей. Из-за ощутимого протеста депутатов городского ЗакСа от места размещения завода пока отказались, однако сам проект закрытым не считается.
Мусороперерабатывающий завод "МПБО-2" во всеволожском Янино принадлежит властям города, но также считается зоной интересов Ебралидзе. Правда, на рынке отмечают внимание к предприятию и всё той же Управляйки.
К зоне его же интересов относят и второй по значению "Автопарк №6 спецтранс". А ещё один городской мусороперевозчик - "Автопарк №7 спецтранс" контролировался структурами Савельева до конца 2016 года, когда был продан Сергею Матвиенко - сыну экс-губернатора Петербурга, а ныне председателя Совфеда РФ Валентины Матвиенко. По данным 47news, представители данных структур рассматривают возможность совместного выступления на мусорном фронте.
Других достаточно крупных и самостоятельных претендентов на статус оператора в Петербурге мы не увидели.
"В области все вполне понятно, а вот весь город шепчется в кулуарных переговорах. Но четких контуров пока нет - не видно решительной силы, которая даст понимание, как оно будет. Хотя Петербург такой, в последний момент может появиться новая интрига",- поделился мнением руководитель одной из профильных компаний.
Пасьянс
Осталось оценить вероятные расклады. Если говорить о монополии, то в случае банкира Савельева она выглядит в сочетании контроля над областной Управляйкой и одной из компаний, ставшей городским оператором. Предположим - Спецтрансом 6. Конечно, одного собственного перевозчика для полного обеспечения контроля за потоком городских отходов будет мало, но региональный оператор имеет существенные возможности для маневра. Дело в том, что, судя по примеру других регионов страны, аванс от государства он может получить в начале года, а вот сами услуги оплачивает уже по факту их выполнения. Например, с рассрочкой в 60 дней. То есть он является фактическим распорядителем крупных государственных денег, но будучи частной компанией, не обязан руководствоваться 44-ФЗ о госзакупках и может диктовать подрядчикам свои условия. С учетом того, что оператору никто не мешает заключать договоры с небольшими транспортными компаниями, готовыми идти на серьезный демпинг, рентабельность от работы возрастает ещё до 20%. Так и получаются те самые солидные 50% рентабельности.
Если собеседники корреспондента 47news правы, то теоретически к монополии Савельева можно будет присоединить и завод "МПБО-2". То есть одного из весьма вероятных претендентов на статус оператора в городе. Ну, а альянс со Спецтрансом 7 Сергея Матвиенко создаст действительно мощнейшую коалицию.
С другой стороны, если структуры Александра Ебралидзе сохранят контроль за "МПБО-2", для этого бизнесмена встанет вопрос в дружбе с каким-либо перевозчиком. Впрочем, на рынке намекают, что как минимум пара небольших компаний-перевозчиков имеют непосредственное отношение к его активам.
Что же касается Анатолия Язева, то, по мнению наших собеседников, у его Спецтранса 1 есть шанс стать оператором на юге Петербурга, что позволит удобно продолжать возить отходы на свой полигон "Новый Свет" и на обустроенный поблизости комплекс по мусоропереработке. Но говорить о монополии в данном случае не приходится. Что же касается союзов, то, как мы уже писали, Анатолий считается в этих вопросах непреклонным.
Артем Шалякин, 47news