Ленинградская область не успеет утвердить схему обращения с отходами в срок. Ее сделают только к декабрю. Эксперты говорят — таблицы и графики не помогут. Но схема укажет на монополиста, который ежегодно будет оперировать тремя миллиардами рублей.

Правительство РФ ожидает от регионов, в том числе и от Ленинградской области, своевременного утверждения территориальных схем обращения с отходами (ТСОО). Как 8 августа написала газета "КоммерсантЪ", утверждение схем станет первым шагом для частичного запрета на захоронение перерабатываемых бытовых отходов, который должен вступить в силу уже со следующего года.

Требования к составу и содержимому ТСОО правительство страны утвердило 25 марта. На разработку и утверждение схем регионам отводилось полгода. То есть, к 26 сентября ТСОО во всех регионах страны должны были быть разработаны и утверждены. По данным "Коммерсанта", на 1 августа еще ни один субъект Российской Федерации этого не сделал.

Основная задача ТСОО — определить "финансово-экономические показатели деятельности по обращению с отходами, включая инвестиционные, и обозначить организационные аспекты взаимодействия участников мусорного рынка". Ключевым лицом должен стать региональный оператор по обращению с отходами, который получит эксклюзивное право на заключение договоров с образователями мусора. Говоря по-русски, он будет аккумулировать все деньги, выделяемые на транспортировку, утилизацию, переработку и захоронение отходов. Как выяснилось, вот здесь и кроется основная интрига.

"Разработка ТСОО сейчас ведется. Но в итоге это будет просто документ, стопка бумаги: таблицы, схемы, цифры. Никакая фактическая работы по выбору оператора, который займется реализацией схемы, не видна. А ведь по уму это должна быть межсубъектовая организация — львиную долю мусора образует Петербург, а все полигоны находятся в Ленобласти. То есть, договариваться нужно на уровне руководителей двух субъектов. Сейчас же совершенно непонятно, кто будет реализовывать схему, и на какие деньги — потребуются миллиарды рублей", - считает один из экспертов отрасли.

Напомним, что конкурс на разработку ТСОО в Ленобласти был объявлен по заказу комитета госэконадзора 22 апреля. Срок окончания работ по техническому заданию — 20 ноября. Желание заняться разработкой концепции проявило сразу полтора десятка компаний, а победителем стало ООО "Технотерра", снизившее начальную стоимость закупки в три раза — с 15 до 5 миллионов рублей.

"Это серьезная и большая по объему работа. У нас есть контрактные сроки и мы прикладываем все усилия, чтобы в них уложиться. Что же касается самой схемы — она не может быть не реализована, это только вопрос времени. Есть постановление правительства, есть общественная необходимость. Значит, либо государство, либо бизнес этим займутся", - считает руководитель и совладелец "Технотерры" Владимир Решетов.

Кстати, именно "Технотерра" в разработанной ей схеме и предложит заказчику компанию, способную стать региональным мусорным оператором: одну или несколько на выбор. Как полагают специалисты, с высокой долей вероятности правительству будет предложена ему же принадлежащая "Управляющая компания по обращению с отходами" (УК ООЛО). Ну а в качестве структуры, отвечающей за финальный выбор оператора, выступит не объявивший конкурс Госэконадзор, а недавно созданное Управление по организации и контролю деятельности по обращению с отходами (УОКДОО).

"Разработчик схемы действительно предложит кандидатуру оператора, но выбираться компания все равно будет по конкурсу. Причем в настоящий момент не ясны критерии, которые необходимы для победы в конкурсе - их так же должно определить федеральное правительство. Мы ожидаем соответствующего  постановления в ближайшем будущем" ,- рассказал 47news руководитель УОКДОО Николай Борисов.

Пикантность ситуации придает то, что с 2017 года в России начинает действовать частичный запрет на захоронение отходов. Например, 20% автомобильных покрышек, картона и бумаги, 30% металлической тары, 15% нефтепродуктов и аккумуляторов и ряд других категорий мусора должны не складироваться на полигонах, а отправляться на переработку.

"В свое время мы предлагали, как можно обеспечить работу по такому принципу. Необходимо построить, как минимум, шесть пунктов перегруза с комплексами сортировки отходов в районе основных съездов с КАД в Ленобласть. Так же потребуется как минимум два новых полигона с современным оборудованием. Но на все это нужно время и деньги", - объяснил корреспонденту 47news экс-председатель экологического совета при губернаторе Ленобласти Максим Боганьков.

Математика по Боганькову выглядит так: стоимость каждого пункта сортировки около 100 миллионов рублей, каждый полигон еще порядка 80-и, не считая стоимости земли и ряда накладных расходов.

"По нашим подсчетам получалось примерно 1,5-2 миллиарда рублей. Для бюджета тяжело, но был вариант заключения концессионного соглашения с бизнесом. Проект окупился бы примерно за шесть лет. Но нам просто сказали: спасибо. В результате концессии нет и никаких попыток решить проблему, кроме как на бумаге, не делается", - рассказал он.

Некоторые игроки рынка полагают, что частичный запрет на утилизацию ряда отходов будет отложен, как минимум, на полгода. Так было с введением процедуры обязательного лицензирования перевозки опасных отходов IV-I класса. Закон вступил в силу с конца декабря прошлого года, но затем срок обязательного лицензирования был смещен на 1 июля.

"Главная интрига в том, кто станет региональным оператором, ведь это - монополия, а, значит, и все деньги. А будут ли перерабатываться 20% шин или 2% как проверить и подсчитать? Полумеры никогда не помогут", - заверил журналиста один из игроков рынка, пожелавший остаться анонимным.

По мнению специалистов, ориентировочный объем рынка транспортировки и утилизации отходов на территории Ленобласти составляет не менее трех миллиардов рублей в год.

Артем Шалякин,
47news