К 90-летию единственной в мире области имени Ленина 47news порылся в газетном фонде Российской национальной библиотеки. Мы будто выбирали самое незначительное, но милое. Эти пресс-крохи позволяют вспомнить, чем жили в Ленобласти простые советские люди.
В сознании россиян есть несколько цифровых сочетаний, ставших самостоятельными цитатами новой истории. Это "1917", "1941", "1945", "1991" и, конечно, "1937". Последнее пострашнее культового романа о тоталитаризме "1984" Джорджа Оруэлла.
"Проклятие и смерть предателям родины
Никакой пощады взбесившимся фашистским собакам"
Статья, похожая на десятки тысяч таких же, напечатанных в те дни во всех советских газетах. Сегодня трудно назвать это текстом. Скорее гневным воплем. Отсюда и первый доходчивый абзац "Расстрелять гадюк" за подписью товарищей Зайцева и Озерова из колхоза "Красная Чагода".
Сейчас крайне любопытны те эпитеты. Жутко редкие ныне обращения к людям: "паразиты", "гады", "наглые убийцы", "продажные собаки". Скорее это похоже на лай. Но, согласитесь, того, кто сам сидит на цепи.
Вспомним, что это был второй масштабный процесс по так называемой тогда "новой оппозиции". Сначала перебили участников "Объединенного троцкистско-зиновьевского центра", а потом взялись за других. Суд в Москве шел неделю, и предсказуемый приговор был вынесен как раз 30 января 1937 года. Понятно, что в 60-х годах все были реабилитированы. То есть оказались не гадюками.
Но 47news все же посоветовало бы нынешней системной оппозиции внимательнее читать не столько прошлую прессу, сколько побольше сравнивать с ней некоторые современные заявления российских парламентариев.
Что касается стиля, то нельзя сказать, что он исчез. Он перебрался в блоги и сетевые рефлексии.
Объяснить это может лишь генная инженерия.