Два Дениса бьются на ринге областного госзаказа. 47news провел им очную ставку. Глава "Ленавтодора" Седов не говорит с рэкетирами. А юрист от "Возрождения" Евдокимов заявил, что обвинение его в покровительстве - фэнтези. А ведь когда-то они вместе служили тюрьмам и лагерям.
Война за сотни миллионов рублей дорожных аукционов Ленобласти столкнула руководителя "Ленавтодора" Дениса Седова и юриста, делегированного крупным игроком, компанией "Возрождение", Дениса Евдокимова. Пока споры между заказчиком и бизнесом крепко увязли в правовом поле. Прения могут затянуться на месяцы. И всё это время областные трассы не получат ни новый асфальт, ни разметку.
Так, контракт на ремонт дорог в Ломоносовском районе стоимостью 143 миллиона рублей оспаривается в суде крупной компанией "Возрождение". А нанесение разметки в четырёх районах, ценой в 55 миллионов, областное ГКУ "Ленавтодор" по решению УФАС обязано отдать в руки ООО "СЗИ-Комплекс", ранее заметного только в газификации. Это решение дорожники также хотят оспорить. На подходе и другие, мягко говоря, стычки.
С точки зрения журналистики интересна подводная часть гигантского рынка госзакупок. Тем более что уже всем причастным ясно - денег в стране осталось мало. Настолько, что даже спецы теневого рынка обналичивания сидят без куша. Единственным владельцем серьёзных и доступных к освоению средств осталось государство.
Немного основ. Контроль над госзакупками находится в ведении Управления федеральной антимонопольной службы (УФАС). Ведомство должно следить за их прозрачностью и предотвращать правонарушения. Работа УФАС похожа на прокурорскую, но есть отличие — принимая решения, антимонопольщики ориентируются на правоприменительную практику коллег. То есть они не ограничены параграфами закона и могут трактовать нормы в ту или иную сторону. В "Ленавтодоре" утверждают — это используют пронырливые бизнесмены. Грамотно составляя жалобы и пользуясь благосклонностью УФАС, они диктуют свои условия государству. Оппоненты не молчат. Они не видят разницы между адвокатами, защищающими граждан, и юристами, отстаивающими права буржуазии. Что же касается УФАС, приставка "Ленинградское" не должна вводить читателя в заблуждение - это ведомство именно федеральное и губернатору региона не подчиняется.
По словам руководителя "Ленавтодора" Дениса Седова, подход Ленинградского УФАС к сходным жалобам по закупкам совсем не отличается единообразием:
- Например, отмена выбора поставщика по итогам закупок регулярно происходит, если со стороны заявителя-жалобщика участвуют конкретные доверенные лица: Денис Евдокимов, Анатолий Бикеев, Максим Коугия. В этих случаях ведомство легко изменяет ранее существовавшую правоприменительную практику. Это происходит регулярно и вынуждает заказчиков и подрядчиков отказываться от самостоятельной подготовки документов и обращаться за возмездной помощью к данным гражданам. Могу назвать это проще и понятнее — это рэкет госзаказа.
Сами же отметим, что подполковник внутренней службы в отставке, прослуживший долгие годы в спецназе "Тайфун" УФСИНа, Денис Седов вряд ли случайно был назначен губернатором на этот пост. Ведь активная оборона не проще наступления. Что касается майора внутренней службы в отставке, также отдавшего годы УФСИН, Дениса Евдокимова, то он тоже не вдруг начал зарабатывать на юридических услугах серьезным фирмам. 47news, конечно, не все пока знает, но имеет информацию, что именно Евдокимов начинал строительство "Новых Крестов".
Но для затравки мы были обязаны спросить собеседников в процессуальном стиле: "Испытываете вы к друг другу личные неприязненные отношения?".
- Денис, у вас есть личная неприязнь к упомянутым Евдокимову, Бикееву, Коугии?
- Ничего личного, только работа.
- А вы, Денис, испытываете личную неприязнь к Седову?
- С Денисом Станиславовичем знаком ещё со времен службы в УФСИН и отношусь к нему с огромным уважением.
Разумеется, задали бы и второй обязательный в таких случаях вопрос: "Намерены ли вы друг друга оговаривать?". Но так как наш редактор Евгений Вышенков за всю его практику в уголовном розыске ни разу не слышал утвердительного ответа на эту фразу, перейдем сразу к показаниям.
Седову: Ходят слухи, что вы попробовали договариваться с противником, предлагая часть от стоимости контрактов?
- С вымогателями переговоры не веду. А контракты — собственность государства и я, даже если бы имел такое желание, не мог бы ими распоряжаться.
Евдокимову: У вас есть финансовые договоренности с областным УФАС? Получает ли руководитель управления Плетешков деньги за положительные решения по вашим жалобам?
- Корень проблем "Ленавтодора" с УФАС нужно искать не в фантастических сценариях оплаченных кем-то жалоб, а в собственном непрофессионализме. Например, последнее рассмотрение жалобы на отклонение нашей заявки от аукциона на разметку. Мы предложили реально существующий товар, а заказчик всеми силами пытался доказать, что его не существует. И, естественно, проиграл.
Вероятно, наш фигурант имел в виду заявку от всё той же компании "СЗИ-Комплекс", в первый раз решившей заняться дорожной разметкой вместо газопроводов. Фирму, по слухам не чуждую областному комитету по ТЭК, отклонили за недостоверные сведения о светоотражающих микрошариках.
Но если Денис Седов был по-спецназовски краток, то его бывший коллега Евдокимов готов был расширять показания: "При нашей первой встрече после его вступления в должность я предлагал ему изменить стремление "Ленавтодора" заключать контракты с конкретными подрядчиками на формирование инновационных подходов к исполнению контрактов, использование новых, современных материалов. К сожалению, корпоративные интересы оказались для него важней. В результате мы все видим высосанные из пальца многостраничные требования к материалам, цель которых - запутать потенциальных участников аукционов. И здесь, конечно, подрядчикам не обойтись без профессиональной помощи. Для примера скажу, что ни один здравомыслящий подрядчик не будет использовать материалы образца 40-летней давности, которые указывает в своих требованиях "Ленавтодор". Ну а по какой космической дуге проигравшим компаниям доходит информация о том, что через несколько дней их признают победителями, я и думать не хочу".
Оперативная вставка. Схема сопротивления госзаказу выглядит примерно так: с момента размещения документации на сайте госзакупок и до заключения контракта с победителем в областной УФАС подаётся одна или несколько жалоб от сторонних фирм (хотя в данной истории все жалобы подавали реальные участники). До вскрытия конвертов они касаются самой документации, после - результатов рассмотрения заявок от участников. Если жалоба признаётся обоснованной, а нарушения — повлиявшими на выбор поставщика, УФАС предписывает переиграть итоги либо вообще отменить закупку и объявить заново. Если заказчик согласится, процедура откладывается на месяц-полтора, а сюжет с жалобой может повториться вновь. Если нет, то будет вынужден оспаривать решение УФАС в суде. Тяжба может пройти по нескольким инстанциям и затянуться на год. Всё это время закупка будет находиться в замороженном состоянии — заказчик не сможет провести нужные ему работы или получить товары.
В качестве примера можно взять конкурсы на разработку проектов газопроводов, которые в 2015 году проводили областные муниципалы. Они массово обжаловались в УФАС различными компаниями, интересы которых представлял также Евдокимов и компания. Итог: все 53 жалобы признаны УФАС обоснованными. Заказчики обратились в Арбитраж и выиграли во всех случаях. Но каждая тяжба заняла от 8 до 13 месяцев.
Сложившуюся ситуацию пришлось прокомментировать председателю областного комитета госзакупок Андрею Клементьеву: "Решения УФАС исполняются очень быстро, а судебная тяжба занимает время. Мы неоднократно предлагали изменить законодательство. Например, обязать жалующихся платить госпошлину либо сделать так, чтобы жалобы на закупку могли подавать лишь фирмы, участвующие в ней. Пока безрезультатно".
Если уж журналист столкнул Седова и Евдокимова, то для чистоты дела пришлось допросить и его:
- Последние аукционы "Ленавтодора" на ремонт и нанесение разметки, размещённые вашим комитетом, затачивались под какие-то конкретные фирмы?
- Мой комитет только размещает документы на сайте госзакупок, техническое задание готовит заказчик. А такого понятия, как "заточка", в регламенте вообще нет.
В качестве оппонента Клементьева репортер вызвал руководителя областного УФАС Александра Плетешкова: "Андрей Геннадьевич не прав. Ведь подавшие заявки вносят деньги на её обеспечение. Если человеку кажется, что документация закупки составлена заказчиком коряво, почему он должен сначала платить, а потом жаловаться? Да, мы признаём наличие профессиональных жалобщиков, но считаем, что нужно сохранять золотую середину".
Но мы переспросили и этого федерального чиновника:
- Александр, в истории с дорожными конкурсами - получаете ли вы деньги от юристов за положительные решения по их жалобам?
-Нет, конечно! Мне деньги платит государство.
- Может быть, вам предлагало деньги руководство "Ленавтодора"?
- Нет, никогда.
Вот такая она здесь, личная мифология. А применять методы физического воздействия наша редакция не уполномочена.