Владельцы самолётов и вертолётов в Ленобласти смогут законно заняться извозом. Благодаря Минтрансу, им не придётся создавать собственные авиакомпании. Частникам мысль нравится, экспертам — не очень. У счастливчиков спрашивать не стали.

Минтранс России в середине апреля разработал законопроект, упрощающий жизнь владельцам небольших самолетов и вертолетов.  Если его претворят в жизнь - хозяева частных воздушных судов смогут заниматься коммерческими перевозками без оформления сертификатов эксплуатанта. То есть - без регистрации своего небольшого предприятия как целой авиакомпании. Ведомство рассчитывает зарабатывать на новых правилах около 500 миллионов рублей в год, а каждому владельцу воздушного судна это позволит сэкономить несколько миллионов. Ведь получение сертификата эксплуатанта - дело непростое и накладное.

Инициатива Минтранса предполагает, что для перевозки пассажиров частнику будет достаточно обычной лицензии пилота и ежегодного осмотра техпригодности судна сотрудниками Росавиации.  Легкомоторную авиацию тем самым выделяют в особый подкласс. По оценкам Межрегиональной общественной организации пилотов и владельцев воздушных судов, в России насчитывается примерно 4 тысячи воздушных судов, которые подпадут под действие нового законопроекта.

Что касается Ленобласти, то здесь примерно 200 таких самолетов, а количество вертолетов вообще установить не удалось. Зато аэродромов и вертолетных площадок в области - около 70. Действующих, правда, около 10.

Конечно, предложение министерства вряд ли оценят связанные с Ленобластью мультимиллионеры и миллиардеры, которым мы даже не звонили. Скрупулёзно изучать, кто из бизнесменов имеет собственные вертолёты или самолёты, мы не стали. А бегло вспомнили экс-совладельца топливной компании "ПТК" Сергея Васильева, областных лэндлордов Андрея Березина и Владимира Рыбальченко, кремлёвского ресторатора Евгения Пригожина, владельца холдинга "Адамант" Игоря Лейтиса, совладельца компании Nordmarine Бориса Лашкова, учредителя вертолётного центра "Хели-Драйв" Ивана Яценко, бизнесменов Василия Павлова, Дмитрия Усова, Антона Новикова и  самого молодого из богатых петербуржцев Михаила Баракина.

Зато инициативу Минтранса с радостью встретили обычные авиаторы и работники профильной сферы. "Сейчас мелкие компании просто зажимают кучей требований, которые делают коммерческие перевозки нерентабельными. Это и организация продажи билетов, и сертификаты. Вот у нас было коммерческое подразделение, свой перевозчик, мы его закрыли, потому что если сейчас делать все по закону - тратишь больше, чем зарабатываешь", - рассказал руководитель службы санитарной авиации "Хели-драйв Медспас" Дмитрий Козырев.

По его словам, закон еще и поспособствует развитию транспортной инфраструктуры Ленобласти - будут открываться новые аэродромы и вертолетные площадки.

Собеседник из числа владельцев аэроклубов Ленобласти заявил корреспонденту 47news, что сейчас коммерческие перевозчики на малых самолетах работают вне правового поля. "Минтранс хочет сделать как в Америке. Получил лицензию пилота, проверил самолет, подтвердил его летную готовность - и летай себе. Правильно они все делают. Если это предложение будет принято, то количество частных самолетов в Ленобласти вырастет в три-четыре раза. Да что там, это даже толчок в самолетостроении может дать, а то сейчас у нас все летают на подержанных "иномарках", свои-то не делают, не для кого", - заявил он.

Приветствуют инициативу Минтранса и на аэродроме "Гостилицы". Старший авиационный начальник аэродрома Владимир Марказен не скрывал своего удовлетворения. "Да все правильно решили. У нас в Гостилицах сейчас 120 таких самолетов, на других аэродромах еще где-то 50-80. Но одно условие: летать должны не любители, а профессионалы. А решение здравое, а то по развитию гражданской авиации мы сейчас, например, отстаем даже от небольшой Финляндии", - отметил он.

Кстати, все трое вышеупомянутых считают, что на безопасности полетов новый законопроект не отразится. Между тем, авиакатастрофы с участием малых самолетов и вертолетов в Ленобласти - не редкость. Так, в мае 2015 года вертолет с грузом красной рыбы рухнул в Вачозеро в Подпорожском районе.  Владелец воздушного судна просто бросил его на месте аварии, а вот рыбу вывезли. Эту аварию без пострадавших можно назвать счастливой.

В мае 2014 года во Всеволожском районе потерпел крушение дорогой вертолёт Eurocopter EC-120. Погибли сидевший за штурвалом  владелец судна — бизнесмен Артем Васильев и его 22-летняя спутница. Причиной посчитали ошибку пилота и плохие погодные условия.

В июле 2015 года итальянский легкомоторный самолет разбился рядом с деревней Куты Кингисеппского района Ленобласти. Погиб пилот, который, кстати, даже не имел удостоверения.

А в мае 2016 года в Приозерском районе потерпел крушение  Eurocopter AS 350. Двое погибших при крушении москвичей прилетели на поминки пилота Васильева.

Корреспондент 47news связался с совладельцем разбившегося у деревни Куты самолета Вадимом Евсевьевым. Тот воспринял инициативу Минтранса с подозрением. "Сейчас я воздушными судами не владею. Но в будущем хотел бы, задумываюсь об этом. Тут надо смотреть, как все это будет работать, на бумаге-то одно, а в жизни совсем другое", - заявил он.

На уточняющий вопрос, был ли у него сертификат эксплуатанта на момент катастрофы, Евсевьев ответил отрицательно. Мол, вне правового поля, но оформлять - это же нереальные деньги.

Эксперт по авиационной безопасности, заслуженный военный штурман России Валентин Дудин инициативу Минтранса раскритиковал. "Да все это приведет к увеличению количества катастроф. На эшелоне-то, конечно, эти малые суда лайнерам не помешают, но представляете, какая будет нагрузка на диспетчеров аэропортов, отвечающих за взлёт и посадку пассажирских рейсов", - возмущенно отметил он.

В Росавиации корреспондента 47news встретили настороженно и наотрез отказались что-либо комментировать, посоветовав обратиться в Минтранс.  Там же посоветовали направить официальный запрос. К моменту публикации ответ на него получен не был.

Впрочем, пока переживать за будущее малой авиации рано. Законопроекту Минтранса еще предстоит пройти немало бюрократических процедур - пока он еще даже не поступил в Госдуму.

Василий Макагонов,

47news