Очередной авиационный "партизан" разбился в Ленобласти. Иванов, пилот без удостоверения, погиб. Он не хотел его оформлять потому, что это нереально сложно. 47news нашел очевидца аварии, совладельца самолета и проследил последний маршрут итальянского "Tucano".
 
Рядом с жилыми домами деревни Куты Кингисеппского района Ленобласти в 6:50 14 июля упал легкомоторный самолет "Tucano", сообщили 47news в правоохранительных органах. Крушение произошло в 15-ти метрах от федеральной трассы "Нарва". Погиб 50-летний пилот, петербуржец Василий Иванов. Разбившийся самолет относится к классу сверхлегкой авиации. Следственный комитет на транспорте по СЗФО ведет доследственную проверку.
 
"Tucano" имеет размах крыла 10,6 метра. Вес пустого самолета составляет 190 килограмм. Вес при максимальной нагрузке 450 килограмм. Максимальная скорость 105 км/ч. Скорость сваливания — 40 км/ч. Критическая скорость 150 км/ч.
 
123.jpg Так выглядит целый "Tucano"
 
47news связался с ближайшими аэродромами в Кингисеппе, Куммолово, Сельце, Гостилицах и Сиворицах.
 
Про разбившегося мужчину стало известно, что он еще с 90-х занимался мотодельтапланиризмом. В 2010 году у него истекло удостоверение пилота, а новое он делать не стал. Якобы узнав объем бумажной волокиты, плюнул и стал летать "партизаном". Кстати, права управлять самолетами, по словам знакомых Иванова, у него и не было. "Опыт пилотирования у него огромный. Но есть нюанс. Это опыт полетов на дельтаплане. А в управлении дельтаплана и самолета есть принципиальная разница. Так называемая "обратка". В самолете действие "штурвал на себя" приводит к подъему, а на дельтаплане наоборот. Аналогично и с действием "штурвал от себя" - на самолете это снижение, а на дельтаплане - набор высоты. "Поскольку опыт полетов на самолетах у него был относительно небольшой, то одна из версий, что перепутал", - предположил, знавший Иванова пилот. Известно также, что Иванов работал шофером автобуса и жил на Товарищеском проспекте в Петербурге. Разведен. Его знакомые слышали, что у него есть дочь лет 16-ти. "Любил и выпить, но к небу относился серьезно", - прокомментировал 47news, знавший его коллега.
 
По данным 47news, самолет Иванов купил пару лет назад в Италии (судя по объявлениям в сети, в России "Tucano" можно купить за 300-400 тысяч рублей). Был у аппарата и совладелец - 36-летний Вадим Евсевьев. Итальянское происхождение самолета подтверждает бортовой номер "I-1754" (судя по количеству цифр и букв). "Иванов его учил летать. Все время сердце не на месте", - рассказала одна из родственниц Вадима.
 
47news удалось восстановить маршрут.
 
Его местом стоянки был аэродром в поселке Гостилицы Ломоносовского района. Рано утром 13 июля владельцы самолета выкатили крылатую машину и взлетели. Приземлились рядом с дачей Евсевьевых в деревне Лосицы Плюсского района Псковской области. По прямой между точками не более двухсот километров. При этом на самом аэродроме отрицают вылет с полосы. "Они его в поле выкатили и улетели. Есть разница вообще-то, - раздраженно ответил начальник Владимир Марказен и добавил: - Как долетели, sms отправили. Я им высказал все, что о них думаю".
 
"Вадим звонил, говорил, что впервые сам управлял", - рассказали родственники Евсевьева. Известно, что мужчины благополучно приземлились в 9 утра.
 
"Этот самолет простой как чайник. Ко всему доступ есть. Но в тоже время нужен постоянный уход. Иванов его доделывал постоянно. С такими аппаратами всегда так. И барахла у него всегда в салоне было много. Могла и центровка нарушиться", - предположил другой пилот.
 
47news дозвонился до совладелеца самолета Вадима Евсевьева. "Василий остался на поле, самолет охранять. Сказал, мол, украсть же могут. А чего он полетел, я не знаю. Я ему в полседьмого позвонил. Он сказал, что под Кингисеппом заправляется, канистры у него с собой были. Что он там делал, я так и не понял. Может заблудился. У него на навигаторе батарейка была полусевшая, - рассказал 47news Евсевьев и добавил: - Я денег на него добавлял. Два года назад купили. Вроде проблем не было".
 
Очевидец аварии, супруг старосты деревни Кута Николай Азаренко рассказал 47news, как самолет падал. Крушение произошло, кстати, в ста метрах от дома четы Азаренко. "Летел он на высоте примерно 40-50 метров. Сначала я услышал такой, знаете, звук "хлопающего брезента. Потом у него стала обшивка с одного из крыльев облетать. Он в пике нырнул и его закрутило вокруг собственной оси. Со второго тоже обшивка посыпалась, потом крыло сломалось, и он грохнулся. По ощущениям секунд пять прошло, - рассказал Азаренко. - Пожара не было. Но остановился автомобиль. Выскочил капитан полиции в форме с огнетушителем. Дождался "Скорую" и уехал. А из этой груды только рука торчала. Следователь нам рассказала, что голову пилоту почти полностью сплющило".
 
"Стали больше летать, соответственно больше падать. Часть вины лежит на самих пилотах и владельцах воздушных судов, которые не оформили документы должным образом. В то же время, представители "малой авиации" неоднократно обращали внимание федеральных властей на излишнюю зарегулированность этой области. По их словам, в России сложилась такая практика, когда продлить удостоверение пилота, получить сертификат летной годности для воздушного судна или другие документы законным образом практически невозможно", - высказал мнение о происшествии "авиационный" журналист "Фонтанки" Андрей Меньшенин.
 
 
видео ГУ МЧС РФ по Ленобласти
 
Напомним, что 25 мая 2015 года в Вачозере рядом с поселком Заозерье Подпорожского района Ленобласти неподалеку от берега потерпел крушение самостоятельно собранный "МИ-2". Вертолет был не зарегистрирован. У пилота, как выяснилось, актуального удостоверения пилота не было. А в мае прошлого года упал вертолет бизнесмена Артема Васильева. Тот предположительно был нетрезв и в компании юной спутницы. Оба погибли. Вертолет вылетел в ночью, в ветер и грозу. О полете Васильев не уведомлял. А в сентябре 2014-го вертолет "Eurocopter AS341 "Газель" упал в акваторию Лахтинского разлива в Петербурге. Причиной стало лихачество.
 
В августе 2012-го крушение потерпел самолет "Cessna-421". Он упал на территорию детского сада в деревне Анино Ломоносовского района. Самолет принадлежал авиационно-учебному центру "Интертрансавиа". В декабре 2011 года в районе Виллози из-за отказа двигателя разбился легкомоторный самолет. Летчик-инструктор погиб, еще один человек получил травмы. В августе 2011 года в реку Тигода рухнул четырехместный частный самолет. Пилот и двое пассажиров погибли. В том же августе неподалеку от Ропши разбился и сгорел самолет, на борту которого находились четыре человека. В январе того же года неподалеку от озера Суходольское жесткую посадку совершил вертолет, принадлежащий частной компании. В результате инцидента один человек погиб, пятеро получили ранения.
 
Виктор Смирнов,
47news