Погибший в карете "Скорой" ребенок умер от неизвестного пока вируса. Он мог стать жертвой всероссийской экономии Минздрава. Следком же размышляет об ошибке фельдшера. А 47news услышал, как медики уходят из неотложки из-за утраченной интенсивки.
В Ломоносовской районной больнице днем 28 ноября было суетно. Чиновники областного комитета здравоохранения приехали проверить, как работает служба скорой помощи в подведомственном учреждении. Их тревога понятна, ведь Следственный комитет России в тот же день рассказал всей стране о возбуждении уголовного дела по статье 109 УК РФ ("причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей"). Все это по факту смерти ребенка в карете "Скорой". В здании ЦРБ также работала прокуратура Ломоносовского района.
Естественно, что сбои в больших системах становятся публичными после критических провалов. В субботу, 26 ноября, таким случаем стала смерть четырехлетнего мальчика на пути в больницу. Ребенка госпитализировали из коттеджного поселка "Глуховское Раздолье" неподалеку от деревни Кипень Ломоносовского района. Предположительно, он скончался от вирусной инфекции. Его брат, которому почти два года, сегодня лежит в реанимации "Детской городской клинической больницы №5" в Петербурге. Он был в той же машине "Скорой". Состояние мальчика остается тяжелым.
По регламенту, в таких случаях, которые называют "предотвратимая смерть ребенка", в течение получаса отчет ложится на стол главе региона и министру здравоохранения России. Но шум начался лишь спустя двое суток с началом рабочей недели. СК Ленобласти после публикаций в СМИ возбудил уголовное дело. Комитет здравоохранения правительства Ленобласти распространил релиз, после прочтения которого на ум приходит слово "импотенция".
По данным 47news, семья переехала в Ленобласть из Удмуртии. Оставшимся детям - тринадцать, семь и полтора года. Отец и мать официально безработные. По предварительным данным, живут на участке в вагончике и в перспективе планируют построить дом. Мать находится на 20-й неделе беременности. По словам медиков в Ломоносовской больнице, которые будут проверены следствием, дети болели уже с неделю, за помощью родители не обращались. Возможно, из-за отсутствия регистрации. Кстати, на учете в полиции семья тоже не стоит, поэтому формально считается благополучной.
Кратко, реконструируя события, расскажем, что вызов из "Глухого Раздолья" поступил около 11 утра. Когда бригада, состоящая из фельдшера и водителя, приехала у обоих детей была диарея. По поводу температуры показания разнятся. Сегодня в больнице заявляют о 36,4 градусах у погибшего впоследствии мальчика. Первоначально, говорилось о 40-ка. В момент осмотра с фельдшером связался дежурный и сообщил, что в деревне Келози у пожилого сердечника случился обширный инфаркт. Мужчина, ранее перенесший операцию на сердце, попарился в бане. Фельдшер Иванова приняла решение госпитализировать детей, но позже - после того, как съездит к сердечнику. Возможно, это произошло потому, что Келози всего в пяти километрах от "Глуховского Раздолья". Пенсионера несколько раз реанимировали. После очередного разряда тока у него даже восстановилось дыхание, но все же он скончался.
В 14.50 мать оставленных детей прокричала в трубку, что сын перестает ее узнавать. От Ломоносовской ЦРБ к ним выехала вторая машина из села Русско-Высоцкое, где расположена станция "Скорой", успела взять мальчиков на борт, но одного не довезла. Есть также версия, что второй бригады не было, к детям вернулась та же фельдшер Иванова, что их осматривала. Сегодня ей строго наказано ни с кем контактов не поддерживать, тем более с прессой.
"Дети очень быстро умирают от обезвоживания. Происходит это неожиданно, расчет идет на часы. При температуре 40-к ребенку должны были поставить капельницу и экстренно госпитализировать. В этот не простой момент было выбрано ошибочное решение", - поделился мнением один из врачей Ломоносовской больницы. По его словам, у брата погибшего мальчика, госпитализированного в 5 больницу Петербурга, диарея продолжается, но состояние стабильное хоть и тяжелое.
Одной из возможных причин гибели мальчика в следствии называют возможную неукомплектованность бригад скорой помощи в районе. Это, в свою очередь, связывают с приходом в августе нового главврача Андрея Воробьева. Тот, якобы, стал резать персоналу надбавки к окладу. Для понимания, оклад у фельдшера "Скорой" в Ленобласти порядка 14 тысяч. С надбавками за интенсивность, сложность и напряженность работы выходит до 45-ти. Еще для информации, бригада состоит из одного фельдшера и водителя, который совмещает в себе санитара. В Петербурге, для примера, фельдшеров двое. При этом, якобы, тем, кого не устраивала новая политика, указывали на выход. Здесь надо понимать, что по факту стимулирующие надбавки начисляются исключительно по воле руководства.
Кстати, по нормативам, одна бригада должна обслуживать 10 тысяч населения. В Ломоносовском районе проживает 70 тысяч. По документам у районной больницы 7 автомобилей, все бьется. Но медики критично настроенные в сторону нового главврача говорят о том, что реально работают четыре.
Андрей Воробьев от общения с 47news отказался, но в его окружении нам сообщили, что увольнения действительно были. "Четверо уволились из "Скорой", три заместителя главврача ушли, несколько врачей. Но сегодня постепенно приходят люди. "Скорая" укомплектована, дефицита кадров нет. Что касается разговоров о снижении зарплаты, то они вызваны приведением табеля рабочего времени в порядок. Были убраны перекосы, когда один человек получал 2,5 ставки", - рассказал сотрудник больницы.
Повлиял ли новый подход на смерть ребенка, возможно выяснит Следком Ленобласти. Но в конце истории важно вспомнить о стремлении к экономии, которое комздрав особо не скрывает. При этом, крайне неудовлетворительная работа областной медицины уже не новость. Например, в той же Ломоносовской больнице седьмого ноября не смогли спасти мужчину доставленного с ДТП. Ему диагностировали перелом лодыжки, а через семь часов он скончался. Дело было в разрыве селезенки.
Другое дело, что экономия коснулась сегодня всех ведомств. Полицейских сокращают, в МЧС режут зарплату, и врачи не стали исключением. "Сегодня практически официально главврачам поставлена задача повысить доходы от платных услуг и снизить расходы. Это можно делать по-разному, например закупать энергосберегающие лампочки или ставить счетчики, а можно иными способами", - рассказал знакомый руководитель одной из больниц Ленобласти.
Это объяснение, а не оправдание.
Глава комитета по здравоохранению правительства Ленобласти Сергей Вылегжанин на звонок 47news не ответил. Но, как сообщили 47news его подчиненные, во вторник, 29 ноября, к семье в "Глуховском Раздолье" приедет врачебная комиссия. Она обследуют оставшихся двух детей и родителей. "Понятно, что уже поздно, но хоть так. Тем более, скоро шум уляжется, у вас будут другие новости, и все пойдет своим чередом", - прокомментировал знакомый чиновник.
Виктор Смирнов,
47news