Ленобласть не может оформить в собственность 663 региональные дороги. Росреестр считает — 3 тысячи км не по статусу. Но непрофильные трассы можно отдать или взять в нагрузку еще 10 тысяч дорогих километров.

Две трети региональных автомобильных дорог Ленинградской области не имеют определенных границ и отличить землю под ними от территории поселений нельзя. Мало того, официально определить эти границы (в общепринятой терминологии  - кадастрировать) 663 автодороги, совокупной протяженностью около трех тысяч километров, тоже невозможно. Ведь на региональные они не особенно-то и похожи.

Казус получил огласку на заседании большого аппарата областного правительства в понедельник, 17 октября. Выяснилось — в 2014 году был проведен анализ всех 938 региональных дорог, закрепленных за ГКУ "Ленавтодор", общей протяженностью 9 669,6 километра. Дороги проверили на региональность - сравнили их параметры с перечнем критериев региональных дорог, определенных правительством годом ранее. После анализа стало понятно, что 275 дорог, длиной около 6,6 тысячи километров — так называемая опорная сеть, критериям, необходимым для причисления их к региональным, соответствует. А вот остальные, хотя и включены в реестр областного госимущества, по своим параметрам к региональным не подходят.

"Дорожные фонды субъектов федерации формировались в 90-е годы прошлого века. Каждый регион тогда старался максимально увеличить протяженность своей дорожной сети, чтобы получить лучшее финансирование из федерального бюджета. Запихивали в них буквально все, что можно, вплоть до локальных подъездов к деревням с несколькими жителями, включая грунтовки. К параметрам региональных дорог такие объекты отнести совершенно невозможно. Равно как и ясно, что они никогда не будут реконструироваться. Максимум, что с ними может происходить — это капитальный ремонт", - объяснил председатель областного комитета по дорожному хозяйству (КДХ) Михаил Козьминых.

Сложившаяся ситуация привела к тому, что официально зарегистрировать право собственности Ленобласти на такие дороги и земельные участи под ними невозможно — Росреестр отказывает в регистрации региональных дорог, не учтенных в соответствующем перечне. При этом регион активно ведет работы по кадастрированию всей дорожной сети: как дорог, учтенных в перечне, так и не учтенных. Только в прошлом году на эти цели было выделено порядка двухсот миллионов рублей. Специалисты отмечают, что кадастрирование дорог без постановки на учет в Росреестре — это фактически выброшенные деньги. Ведь такие сведения имеют свойство устаревать, а на не имеющую границ землю под неучтенными в реестре дорогами теоретически может претендовать кто угодно.

"Это мы сейчас говорим, что земля на 7,5 метра от середины незарегистрированной дороги в обе стороны — наша. А юридически это спорно", - считает Козьминых.

По его мнению, хорошим решением проблемы стала бы передача непрофильной дорожной сети в собственность муниципалитетов. "По своим параметрам эти дороги полностью соответствуют категории местных. Было бы логично, если бы мы пока продолжили содержать их, с постепенной передачей на баланс муниципальных образований и с выделением им субсидий из бюджета. Опыт у нас есть — например в ломоносовском поселке Аннино. Разумеется, передачу нужно проводить только по обоюдному согласию с муниципалитетами. Думаю, в первую очередь из нашего ведения ушли бы дороги, ставшие улицами поселений — в Кудрово, Всеволожске, Гатчине", - полагает председатель КДХ.

Специалисты сферы дорожного ремонта соглашаются с чиновником и рассказывают о нюансах. Например, этот вариант экономный — проводить дорогостоящие работы по кадастрированию дорог, которые перейдут в разряд местных, не обязательно. Отсутствие зарегистрированного права собственности Ленобласти на такое имущество не является препятствием при передаче его муниципалам, при их согласии. Кроме того, статус региональной дороги вызывает серьезные сложности с прокладкой под ней различных коммуникаций. В то время, как под улицей поселения их можно прокладывать беспрепятственно.

Однако такой вариант от КДХ не устроил губернатора. Позицию Александра Дрозденко можно характеризовать как хозяйственную — мол, незачем региону расставаться со своим имуществом, а еще и ухудшать положение муниципалитетов, навязывая им содержание лишних километров. Как рассказали 47news собеседники в правительстве региона, на минувшем заседании аппарата Дрозденко поддержал альтернативный вариант. По нему должны быть смягчены сами требования к статусу региональных дорог. Так, три тысячи непрофильных километров автоматически будут внесены в перечень региональных, после чего можно будет выделить деньги на их кадастрирование, а затем зарегистрировать и право собственности.

Но по словам Михаила Козьминых, в таком решении открывается новая потенциальная опасность. "На территории региона есть еще 10 тысяч километров муниципальных дорог. После изменения требований к статусу региональных, муниципалитеты совершенно спокойно могут требовать принять свои дороги на баланс региона. А даже если они не захотят, такие основания будут у прокуратуры. То есть, региональная дорожная сеть может увеличиться по протяженности до двух раз, при том же финансировании на ее содержание", - считает председатель КДХ.

Окончательное решение пока не принято. Отметим - в этом году на областные дороги было выделено почти 9,8 миллиарда рублей , не считая федеральных субсидий. Свыше 2,4 миллиарда ушло на развитие дорожной сети, включая строительство новых объектов. Поддержание существующей сети дорог встало бюджету региона почти в 6 миллиардов рублей. Еще 436 миллионов на эти цели выделили федералы. И, наконец, 932,6 миллиона региональных рублей ушло на "повышение безопасности дорожного движения и сокращение аварийности на участках концентрации ДТП инженерными методами". Последнее было очевидно действенным — накануне стало известно, что Ленобласть неожиданно заняла четвертое место в общероссийском рейтинге безопасности дорог.

При этом, несмотря на солидность цифр, недостаточность финансирования дорожной отрасли региона составила значительные 34%. Где взять недостающие 3,3 миллиарда рублей — вопрос риторический.

Артем Шалякин,
47news