Новым председателем комитета правопорядка стал генерал-майор Стёпин. С 90-х он боролся с бандитизмом, но его самого уничтожила политика в Костроме. Сослуживец начальника Главка Умнова так и не научился дружить с миллиардерами. На его примере губернатор Дрозденко показал, кто важнее — чекисты или полицейские.

Спустя полтора месяца после увольнения Сергея Смирнова с поста председателя комитета правопорядка и безопасности, ведомство обрело нового руководителя.

О назначении 56-летнего Александра Стёпина на эту должность в политических кругах говорили, как минимум, в последние две недели. Товарищам и просто знакомым он даже рассказывал о написанном заявлении о принятии на работу. Но так уж повелось в последнее время, что верят только официальному представлению, а не слухам, пусть даже исходящим от непосредственного участника событий. Потому и в сторону Стёпина, как правило, отмахивались.

Сам Стёпин из Магаданской области, куда переехал с родителями ещё в детстве. Но общий язык он найдёт с представителями Всеволожского района, которые, как и он, поголовно окончили Ленинградский институт физкультуры имени Лесгафта. В середине 80-х получил значок мастера спорта по боксу, что открывало двери не только на ринг, но и в силовые ведомства, либо в зарождающиеся преступные группировки. Стёпин не стал рисковать судьбой и после вуза вернулся в Магадан, где начал работать оперуполномоченным уголовного розыска. Пробыв на Дальнем Востоке ещё восемь лет, приехал в региональное управление по борьбе с организованной преступностью (РУБОП) по Северо-Западному федеральному округу. Со временем стал начальником "бандитского" отдела.

Преступность, как известно, в то время была, как нельзя, более организованной, а новости о гангстерских стычках прямо на улице не удивляли ни молодых, ни пожилых. Близкие знакомые не выделяют какого-то отдельного дела, которое вёл Стёпин, просто вспоминают, что всегда и весь он был погружён в работу.

- Немного с хитрецой, но в целом — работяга, который всю жизнь проработал в милиции, - описывает один из его товарищей.

Считается, что Стёпин близок к нынешнему главному полицейскому Санкт-Петербурга и Ленобласти Сергею Умнову, они даже чем-то похожи внешне. Вместе они в начале 2000-х работали в РУБОПе в ранге заместителей.

В год, когда вся страна страдала от скорого окончания второго срока президента Путина, Стёпин возглавил региональный РУБОП. В то время это было одно из самых элитных подразделений за счёт масштаба полномочий. По степени влияния и возможностям обывателями воспринималось примерно, как сейчас ФСБ.

В 2008 году Стёпину было присвоено звание генерал-майора, тогда же, когда и Умнову. Как говорят близкие знакомые, сложно вспомнить, чем именно отличился Стёпин, скорей всего, крупная звёздочка на погонах появилась у него в связи с выслугой лет на соответствующих должностях.

У ведущих игроков регионального истеблишмента фамилия нового председателя для Ленобласти на слуху в связи с тем, что уже в звании генерала он работал заместителем начальника петербургского главка Владислава Пиотровского и отвечал именно за Ленинградскую область. Тогда же они лично познакомились и с вице-губернатором Дрозденко, который, конечно, периодически коммуницировал с ответственным за регион милиционером.

Карьера начала сворачивать не туда после прихода в 2011 году в Главк начальником москвича Михаила Суходольского, который запомнился своей рьяной борьбой с местными силовиками. Собеседники 47news, знающие Стёпина, отмечают его неумение плести интриги и отсутствие в палитре цветов ярких расцветок.

- У него либо чёрное, либо белое. В крайнем случае, немного серого. Категорически не может интриговать, льстить, умасливать, практически во всём прямой. Вёл в своё время дружбу с миллиардером Андреем Молчановым, но с такими людьми надо ведь постоянно лавировать, так что не смог завести нужное знакомство. Вот и с Суходольским не срослось, - вспоминает один из людей, ранее носивших погоны.

Сам Суходольский, как известно, не продержался в кресле и года, а Стёпину почти сразу нашли место в полиции Костромской области, которую он и возглавил, став начальником местного УМВД.

Костромские СМИ утверждают, что полицейская карьера Стёпина закатилась из-за политики. Точнее, из-за известного оппозиционера Андрея Пивоварова, которого летом прошлого года обвинили в том, что он с помощью сотрудника полиции получил доступ к секретной базе данных жителей. В разгар скандала Стёпин был освобождён от занимаемой должности в связи с выходом на пенсию.

В правительстве Ленобласти убеждены, что именно Сергей Умнов лоббировал назначение своего бывшего коллеги на Суворовский, 67. Логично, что Александр Дрозденко прислушался к мнению Умнова, ведь председателю комитета правопорядка нужно постоянно быть на связи с сотрудниками правоохранительных органов.

- Может, и не лучшие друзья, но бывшие убоповцы всегда друг за друга держатся, - вспомнил один из бывших сослуживцев Стёпина.

Как бы ни складывалась карьера Стёпина ранее, в Доме правительства рады, что судьба вернула его Ленинградской области, ведь довольно сложно найти человека, который знал бы и своё дело, и регион.

- Самое главное, что его слушают и его будут уважать. Мужик со звездой на погонах, начинал с низов, с закрытыми глазами знает всю Ленинградскую область, - описывает Стёпина один из его будущих коллег.

Он же, кстати, заметил существенную деталь. Во время обсуждения кандидатуры будущего главы ведомства речь шла о сотруднике системы министерства внутренних дел, хотя, и непосредственный куратор комитета, вице-губернатор по безопасности Андрей Бурлаков, и предшественник Сергей Смирнов - выходцы из ФСБ.

- У сотрудников вечный спор, кто лучше, полицейские или чекисты. Александр Дрозденко в частных разговорах несколько раз замечал, что товарищи из ФСБ больше работают с бумагами и секретностью, в то время, как милиционеры лучше знают жизненные проболемы и адаптированы к повседневным ситуациям, - добавили в разговоре с нами.

Отставка Сергея Смирнова же, напомним, была связана с тем, что он не сошёлся характерами с Андреем Бурлаковым. К слову, он тоже генерал-майор. Когда журналист 47news уточнил на Суворовском, 67, спрашивали ли мнение Бурлакова по поводу Стёпина и не будет ли он ревновать к тому, что теперь не единственный генерал в правительстве, там многозначительно заметили:

- Решение принято. Да и генерал не последний.

Юлия Гильмшина,
47news