Алексей Ломов лишился должности главного политтехнолога Ленобласти. Его представлений о многотысячной зарплате губернатор не выдержал. Имитация выборов дошла до того, что царедворца всё равно нигде, кроме Всеволожска, не слушали.

За четыре месяца до парламентских выборов в Ленобласти стала вакантна должность главного политтехнолога. С подачи 47news пару лет назад это словосочетание стало нарицательным обозначением для Алексея Ломова. Он же занял этот пост практически официально, ведь такая позиция есть в штатном расписании любого предвыборного штаба, и "Единая Россия" не может быть исключением.

Как того и требуют классические правила, технологи сосредоточились примерно два месяца назад, за полгода до ключевого события. Армия Ломова составила 18 человек, каждый был делегирован в отдельный район. Десант мини-Ломовых в первую очередь должен был обеспечить проведение внутрипартийного голосования, которое состоится 22 мая.

Формальная функция праймериз - вычленить из общей толпы желающих участвовать в выборах наиболее популярных в народе. Процедура настолько оторвана от действительности, что целевые установки о том, кто должен голосовать и как, спускают из Москвы. Уже известно, что привести нужно 10% от электората. Этой цели, с учётом выходного дня и незначимости мероприятия для обычных граждан, сложно достичь только с помощью насильственного привода бюджетников. Нужна ещё здоровая агитация в виде плакатиков, сувениров и продуктовых наборов, а также живая работа с избирателями.

По данным собеседников 47news на Суворовском,67, на всё это был расписан многомиллионный бюджет. Но такие траты посчитали неуместными, вероятно, там рассудили, существенная часть внезапно превратится в чей-нибудь гонорар. Сетка свидетелей Ломова быстро распалась, некоторые помощники остались, а некоторые уехали.

Вместо профессиональных технологов, по сути, отвечать за выборы стали секретари районных ячеек партии власти, которые за редким исключением являются либо главами администраций, либо председателями советов депутатов.

На этом месте роль главного технолога как такового сильно сокращается, а именовать его можно исключительно иллюзионистом.

Ни для кого не секрет, что никакой выстроенной вертикали власти в Ленобласти не существует, а на территории каждого поселения или района свои игрища. Строго говоря, с центром, конечно, согласовывается модель избирательных кампаний, но за каждым не уследишь, и потому результат зависит от расстановки сил в конкретном месте.

К примеру, в Волосовском районе экс-губернатор Вадим Густов, первый в тергруппе, всячески будет помогать одномандатнику и главе администрации Василию Рыжкову. Они даже выпустили совместные листовки. В Кировском грядут страсти, ведь главной проблемой руководства района станет обойти вечного врага - депутата Никиту Мельникова. А ситуация в Выборгском районе вообще никого не касается, так уж исторически повелось.

Рецепт политического будущего победители каждого из двадцати пяти округов ищут самостоятельно, и общих инструкций никакой Ломов дать им не может. Его собственное влияние же распространяется, по большому счёту, только на Всеволожский район, где он при любой власти является её частью — и сейчас советник руководителя Владимира Драчёва, и ранее был помощником его предшественников Александра Соболенко и Игоря Самохина.

Многие соратники Ломова, исходя из его перманентной близости к власти, и считают, что его нельзя называть технологом в полной мере. Скорее, лучше именовать царедворцем, без труда открывающим двери в любые кабинеты, в том числе губернатора и спикера ЗакСа. Это позволяет оставаться во властном кругу и не терять статуса, что в свою очередь даёт возможность решать частные интересы.

Всё это не является отличительной чертой только Алексея Ломова, а, скорее, отражает сложившуюся политическую систему. Вряд ли кто-то будет спорить, что выборы сегодня — это не способ выстроить удобную для общества власть, а попытка доказать Западу наличие демократических ценностей в стране. Регионы одинаково имитируют бодрость электоральной машины на федеральный уровень, а внутри субъектов вряд ли кого-то удивляет аналогичная мистификация.

Вероятно, до существования Ломова, к которому все давно привыкли, не было бы никому никакого дела. Даже с учётом фатального провала в Морозовке в феврале этого года, а также неудачного результата во Всеволожске в 2014 году. В списке побед — губернаторские выборы 2015 года, но их невозможно было не выиграть. Самым громким признанием Ломова стало сообщение о том, что во Всеволожском районе всё давно куплено

Но недавно Ломов назвал вслух желаемую зарплату. Собеседники 47news говорят, что на одном из внутренних совещаний губернатор Дрозденко рассказал, что зарплата с большим количеством нулей — довольно наглое ожидание. В прямом смысле заломил. С тех пор о Ломове стали упоминать в прошедшем времени.

Со всем этим багажом Алексей Ломов не вписался в представление губернатора о схеме проведения выборов, основной целью которых является легитимность результата, а не просто результат. Не нашлось Ломову места и в команде, отвечающей за выборы, в которой появятся новые имена.

Можно избавиться от Ломова, но нельзя — от главного политтехнолога. Из Москвы штатное расписание видят исключительно с этой должностью, потому кто-нибудь её обязательно займёт.

По информации 47news, речь может идти о консультанте отдела по работе с территориями управления координации и оперативного анализа аппарата губернатора и правительства Ленинградской области Евгении Жданове. До прихода в правительство он преподавал на факультете философии в Санкт-Петербургском государственном университете, в советское время также носившем имя Жданова, но другого, Андрея.

Также среди претендентов - начальник департамента развития комитета местного самоуправления Максим Боженко и заместитель руководителя аппарата губернатора Сергей Паршиков.

Свою отставку Алексей Ломов решил не комментировать, заметив, что как таковой должности главного политтехнолога не существует, а её придумали на 47news.

- Губернатор мне не говорил по поводу того, что я чем-то прекращаю заниматься, - лишь уточнил он.

Однако на вопрос, звонить ли ему по итогам праймериз 23 мая, открестился: он тут ни при чём.

Юлия Гильмшина,

47news