Около сотни семей могут лишиться земли на четверть миллиарда рублей. Только они начали строиться, как выяснилось, что находятся в парке. Такой привет из прошлого им и главе администрации Всеволожского района Низовскому передал вечный руководитель Гармаш. Кстати, ему уже не хватает на проезд. 

Земельный хаос, поглотивший Всеволожский район, кажется, рискует добраться до собственного дна. Буквально накануне состоялся экстренный приём у главы администрации Андрея Низовского с полутора десятком женщин и мужчин, идентифицирующих себя как представителей многодетных семей. Все они уверены, что в ближайшее время у них отберут участки, выданные государством.

Ещё в бытность президентом Дмитрия Медведева на уровне Москвы было решено выдать многодетным семьям землю, чтобы они могли построить себе дома. Закон много раз модифицировался, и сейчас дошло до того, что наделы можно будет получать сразу в собственность, а всю инфраструктуру должна обеспечить казна. Но пока государство не столь щедро и сначала выдаёт участки в пользование. Если семья возведёт на нём за здание, на что даётся до пяти лет, можно бесплатно стать его владельцем. 

Буксовала идея всегда, но по понятным причинам во Всеволожске дело шло совсем туго. Экс-глава администрации Всеволожска Сергей Гармаш в те десять месяцев 2015 года, когда у него были земельные полномочия, махом сократил очередь из двух сотен семей почти вдвое, предоставив им сразу два массива в микрорайоне "Бернгардовка" недалеко от 4-й линии. Место знаменательно тем, что год назад общественность заподозрила лиц, аффилированных к девелоперу Андрею Березину, в притязаниях на 8,7 га. Тогда дошло до того, что бизнес вынужден был вернуть актив на полмиллиарда в бюджет.

Буквально там же и получили участки по 6 соток в аренду 87 семей. На карте можно обнаружить ровные прямоугольники, аккуратно растянувшиеся параллельно Дороге Жизни. Точнее, площадь одного надела составляет 8 соток, второго — 10, но это детали. А всего многодетным отдали 5,28 га. На публичной карте разрешённое использование указано как "для малоэтажного строительства" и "для индивидуального жилищного строительства", и сейчас рынок даст за всё вместе 140 миллионов рублей (1,6 миллиона за каждый участок). А вот если перевести под высотку, стоимость подрастёт до 264 миллионов (3 миллиона за участок).

Но это теория, потому что Сергей Гармаш успел выдать разрешения на строительство домов только трети семей, а с 1 июля 2017 года отдал полномочия на район. И совсем недавно граждане осознали, что все, кто подаёт заявление на выдачу разрешений на строительство в администрацию района, получают отказ.

vsev3.jpg

В администрации Всеволожского района журналисту 47news рассказали, что сами с ужасом для себя выяснили, насколько незаконно появился многодетный массив. Дело в том, что участки действительно поставлены на кадастровый учёт. Только часть из них, а именно 41 штука, расположена в зоне зелёных насаждений общего пользования. Согласно Градостроительному кодексу, здесь не может быть никакой стройки, даже самой маленькой, а должны быть разве что парки да леса. Вдобавок двенадцать участков ещё и расположены над коллектором, то есть прямо под ними проходят нечистоты.

Ещё восемь — в зоне многофункциональной общественно-деловой застройки. Там тоже не может быть никакой стройки, даже индивидуальной. Оставшиеся находятся в санитарной зоне либо гаражей, от которых до домов должно быть не менее 50 метров, либо Всеволожской ТЭЦ, ближе, чем на 300 метров к которой строить и жить тоже нельзя.

Сотрудники администрации Всеволожского района, работавшие при Гармаше, признают, что действительно в своё время поступили не совсем верно, выкроив землю в зелёной и санитарной зонах. "Но узнали об этом после того, как земля была размежёвана и поставлена на кадастровый учёт. Кадастровый инженер прощёлкал, и мы стали думать, как выходить из ситуации. Земельная комиссия решила внести изменения в генеральный план. Были пройдены все шаги, включая общественные слушания. Механизм был простой, но до конца дело доведено не было", - рассказали нам. 

Другой собеседник поведал, что на самом деле землю спасали от того же Гармаша. "В то время свободной земли уже почти совсем не осталось, а разговоры о перспективах участков ходили разные. Постоянно возникали фамилии разных интересантов, в том числе Березина. Ждать было нельзя, надо было срочно закрепить территорию за кем-то. А тут как раз многодетные стали толпами ходить в администрацию. И мы так подумали, лучше уж им", - высказался он.

Притом Сергей Гармаш вроде как с этой мыслью даже не стал спорить и активно подписывал все требуемые документы. "Понятно, что там санитарная зона и прочая. Но юридически мы вышли из положения путём разработки проекта её сокращения, из бюджета на него даже потратили полмиллиона", - добавил знакомый с историей процесса чиновник.

К слову он заметил, что с людьми, кому посчастливилось получить землю рядом с гаражами и ТЭЦ, проводили профилактические беседы. "Знаете, у нас любой участок, если его взять и повертеть, будет в какой-нибудь зоне, либо дорог, либо кладбищ. Но когда к вам приходят 50 многодетных и говорят, мы знаем, там у вас есть свободная земля, а вы нам её не даёте, а им объясняешь, что там нельзя жить, им же наплевать. Никакого понимания. Наоборот, соглашаются брать, что есть. В итоге сдались и спорить не стали. Надо было, значит, на откуп закону всё оставить", -  рассказал он.

Показания относительно того, почему юридические процедуры не были доведены до ума, расходятся. Согласно одной версии, генплан был отправлен в комитет по архитектуре, но параллельно с этим всеволожские активисты подняли бучу с требованием никому не отдавать зелёную зону. И вроде как в правительстве сдались.

Сергей Гармаш же уверяет журналиста 47news, что до Суворовского, 67, поправки и не доходили. "Наш совет депутатов был против и ничего не утвердил. А потом началась катавасия с передачей полномочий, и всё замялось", - вспомнил он.

2.jpg

В результате такой шаткой градостроительной позиции Сергея Гармаша всеволожские документы не сходятся друг с другом. Публичная карта показывает зону малоэтажной застройки, правила землепользования и застройки, а также генеральный план — леса и деловую зону. Притом около тридцати семей имеют на руках разрешение на строительство, шестидесяти их соседям ничего трогать там же нельзя. Скоро пройдёт время, за которое они обязаны возвести тут дома, и в итоге потеряют право на бесплатную землю. Кстати, есть те, кто продал квартиру и вложился в появление дома.

Получивший такой презент от нынешнего первого зама Андрей Низовский сначала был в лёгком замешательстве, а потом пообещал пришедшей толпе сделать всё возможное, чтобы по-максимуму никого не задеть.

- Там, где зелёная зона, легче всего. Зелёная и зелёная. Внесём изменения в генплан, и всё узаконим. Никто никого выгонять не будет, конечно. А вот как жить людям на коллекторе? По ним точно надо искать альтернативу в других местах. Надеюсь, не будет столкновений между общественниками, желающими разбить здесь парк, и многодетными, - прокомментировал он 47news.

Вице-губернатор по строительству Михаил Москвин, в чьём ведении находится архитектурный блок, теперь отвечающий за генпланы, не слишком обнадёжил. В целом, он надеется, что препон на пути к изменениям не будет, но заметил, что процедура это не быстрая. "Изменения генплана предполагают согласования со всеми комитетами. Если, к примеру, комитет по спорту заявит, что территория должна использоваться под стадион, или комитет по природным ресурсам увидит нарушение прав лесных насаждений, будет выдан отказ. Дальше его нужно будет обходить. Сколько займёт по времени, сказать не могу, вот генплан Колтушей уже восемь лет не принимается", - привёл пример он.

Соседняя территория, полученная год назад от предпринимателей администрацией, в принципе, могла бы быть использована под эти цели. Но эту землю уже практически зарезервировали под другие нужды. Так, участок площадью 1,9 га будет отдан под налоговую службу, оставшиеся два — под школу на 1000 мест и многострадальный Всеволожский суд, который уже выгнали все, кто только мог.

Впрочем, Сергей Гармаш не видит ничего негативного в процессе.

- Раз участки зарегистрировали в Росреестре, значит, ничего незаконного нет, - уверен он.
- У вас во Всеволожске всё регистрируется, если надо.
- Хватит делать из меня миллиардера, вечно пишете, что я в этом замешан. А мне иногда и на проезд не хватает.
- Так мы скинемся, хотите?
- Лучше не надо.

Юлия Гильмшина,
47news