Главы администраций районов осознали, что с началом весны у них не будет ни власти, ни земли. Что руководителям поселений нужнее — решил Путин. Губернатор Александр Дрозденко предложил подумать, но гаранта вряд ли удастся обойти.

Президент Владимир Путин поднял статус муниципальной власти первого уровня, в том числе и в Ленинградской области. Поправки к земельному кодексу, подписанные им и вступающие в действие 1 марта 2015 года, перераспределяют полномочия по распоряжению неразграниченной государственной собственностью (то есть земельных участков, что принадлежат государству, но не отнесены к муниципальным, федеральным и землям субъекта). Теперь всей землёй, имеющей такой статус, будут распоряжаться власти первого (поселкового), а не второго (районного) уровня, как это было раньше.

По данным 47news, нововведение вызвало небывалый шквал эмоций со стороны глав районных администраций Ленинградской области. Такой сильный, что в минувшую пятницу, 6 февраля, собравшись по другому поводу на совещание с губернатором Александром Дрозденко, они попросили его вмешаться в ситуацию. Первым вслух заявил о проблеме глава администрации Кировского района Михаил Коломыцев, остальные поддержали товарища Коломыцева.

Вникнув, Александр Дрозденко дал поручение председателю комитета правового обеспечения и контроля Ларисе Красненко подумать о принятии регионального законодательного акта, позволяющего передать полномочия на районный уровень обратно.
Они думают.

Власть, у кого земля

Деликатность ситуации заключается в том, что и высшая исполнительная, и муниципальная власть только за три недели до вступления в силу поправок осознали, чем они им грозят. И проблема настолько остра, что реакция на неё находится в плоскости несогласия с главой государства.

Согласно земельным изменениям, главы администраций 198 поселений региона теперь могут заниматься проведением земельных торгов, в частности, продавать участки на аукционах и сдавать их в аренду, а также выдавать разрешение на строительство различных объектов не выше трёх этажей вроде кафе и домов быта.

По большому счёту, муниципалы, которых с 1 января 2015 года лишили градостроительных полномочий, снова получили кусок реальной власти. "Главная ценность Ленинградской области — это земля. Если посчитать, сколько стоит в денежном эквиваленте вся земля на территории региона, то выйдет, что распоряжение всем годовым бюджетом — сущая ерунда. Власть у того, у кого земля", - доступно объяснил журналисту 47news один из высокопоставленных чиновников.

О каких масштабах идёт речь, журналист 47news не выяснил. Как заявил источник в комитете по управлению государственным имуществом Ленобласти, "количество земли настолько большое, что его так сразу и не посчитать".

Руководители районов, у которых этот же надел власти отбирают, примерно одинаковыми тезисами объясняют, почему считают это недопустимым.

Так, глава администрации Ломоносовского района Алексей Кондрашов полагает, что новинки законодательства приведут к массовым факторам коррупции. "У нас выстроена система, у нас есть специалисты по земельному праву и архитектуре. Нас постоянно проверяет прокуратура, мы постоянно находимся под контролем. В конце концов, у нас есть видение единой концепции развития территории. Что будет, когда эта функционал перейдёт на уровень поселений? У них ни специалистов, ни единой политики развития", - сказал он.

Глава администрации Кировского района Михаил Коломыцев в беседе с журналистом 47news  поддержал коллегу, добавив, что в поселениях подведомственной ему территории вряд ли найдётся возможность выделять дополнительные средства на наём нужных специалистов. Особенно с учётом повального дефицита бюджетов. "Они должны где-то сидеть и получать зарплату. А также делать вещи, которыми они раньше не занимались, в том числе, проводить аукционы. От незнания юридической науки люди будут творить такие вещи, с которыми мы ещё долго будем разбираться", - сказал Коломыцев.

Также он добавляет, что экономического эффекта администрации поселений не получат.

"Сейчас распределение происходит по принципу 50 на 50. И после 1 марта схема будет такой же. Так что поселениям выгодно перераспределение полномочий только с точки зрения личной корысти", - добавил он.

"Опыт по передаче управления земельными ресурсами на уровень поселений уже был около десяти лет назад. После этого власти страны пришли к выводу, что первый уровень не готов к исполнению этих полномочий. Сделать вывод, насколько муниципалы справятся с этой задачей теперь, можно будет только через некоторое время. У нас это вызывает обеспокоенность, потому что любые изменения на первых этапах сопряжены с необходимостью менять систему, что, в свою очередь, может привести к снижению доходов",  - прокомментировал председатель областного КУГИ Владимир Артемьев.

Власти на местах разошлись во взглядах относительно собственных перспектив.

"Не так уж много у нас неразграниченной государственной собственности, чтобы содержать огромный штат земельного аппарата. У нас, к примеру, есть грамотные специалисты и по архитектуре, и по земле. Президент абсолютно правильно даёт право первому уровню решать, где и какие объекты должны быть. Вот говорим мы району, что кафе в Разбегаево не нужно, а они нам его согласовывают. Не хотим мы дом быта, а он вот тебе — пожалуйста. Так может мне виднее, а не Кондрашову?" - высказал мнение глава администрации Горбунковского сельского поселения Ломоносовского района Дмитрий Фалалеев.

Кадастровая стоимость сотки земли в Горбунках сейчас около 70 тысяч рублей, а промышленного гектара — около 11 миллионов рублей.

"Да не нужна нам эта головная боль, пусть забирают на уровень района. Нет у нас неразграниченной земли, потому особо на этот счёт не переживаем", - пояснил замглавы администрации Заневского поселения Всеволожского района Станислав Мыслин.

На договорных

Перераспределение полномочий станет серьёзным испытанием не только в финансовом, но и в моральном плане для муниципальной власти. Скорей всего, это станет очередным поводом для конфликта между руководителями первого и второго уровня в Ломоносовском, Всеволожском и Сланцевском районах. То есть, там, где и без того отсутствует общая стратегия развития. Не будет камнем преткновения это в районах с выстроенной системой взаимоотношений.

Например, как рассказал глава администрации Выборгского района Геннадий Орлов, ещё в декабре между первым и вторым уровнем подписано соглашение о передаче полномочий, о которых идёт речь, с уровня поселений на районный. "В Выборгском районе, как известно, особый тип демократии.  Власти района сказали — поселения встали в ружьё", - объяснил этот момент один из собеседников в областном правительстве.

Аналогично могут решить проблему и в Приозерском районе, где также наблюдается вертикаль власти.

Попытался пойти по пути Выборгского района и глава администрации Ломоносовского района Алексей Кондрашов.  От имени администрации в поселения направлено письмо  с просьбой рассказать, имеются ли у них в наличии необходимые специалисты и готовы ли они "передать полномочия по предоставлению земельных участков по соглашению на уровень муниципального района".

"Горбунки на это точно не поведутся, знаю, что коллеги в Лаголово считают также. Да кто сейчас возьмёт и отдаст полномочия? Сумасшедших мало", - считает Дмитрий Фалалеев.

"В районах вроде Выборгского и Приозерского ситуация понятна. А вот кто и с какого перепуга отдаст власть и деньги Кондрашову? Или, например, глава администрации Юкков Игорь Петров, у которого одна из самых дорогих земель в регионе, что, придёт к Драчёву (глава администрации Всеволожского района — прим.ред.) и спросит, не нужны ли ему деньги на смазку лыж? Да это смешно", - высказался один из высокопоставленных чиновников 47 региона.

Михаил Коломыцев заметил, что у него в районе есть возможность договариваться с руководством поселений. И соглашение по примеру Выборгского района можно подписать. "Но мне специалисты говорят, что это соглашение будет не законным. Можно выстроить множество других схем, например, договориться до того, чтобы формально подписи ставили они, а решения принимали мы. Но сегодня они нас слушают, а завтра ситуация поменяется. Время сейчас такое, вы же видите. Уже нет той стабильности. И по закону они будут правы", - пояснил Коломыцев.

В итоге опрошенные чиновники сошлись во мнении, что если региональная власть захочет встать на сторону районов, то это надо делать как раз с помощью областного закона. Правда,  не ясно, смогут ли региональные юристы обойти федеральных и будет ли лазейка законной.

"Хорошо, что мы подстраховались с точки зрения передачи градостроительных полномочий на уровень субъекта. По крайней мере, право управления землёй ещё не означает, что на ней можно будет возвести каменные города", - напомнил корреспонденту 47news главный апологет лишения муниципалов строительных полномочий вице-губернатор Георгий Богачёв.

Любопытно, что Ленобласть, обычно выступающая передовиком в выражении своего мнения относительно федерального законодательства, по поводу поправок к земельному кодексу начала возмущаться поздно. К примеру, громкие скандалы на эту тему разразились в Свердловской  и Волгоградской  областях.

Собеседники 47news в правительстве не сошлись во мнении, кто должен был поднять тревогу — муниципальные власти или ответственные за имущественный блок. Впрочем, и тем, и другим на эту тему думать было некогда — всё лето велась предвыборная кампания, а всю осень — утряска власти.  

"Знаете, кто точно знал? Гармаш (глава администрации Всеволожска — прим.ред.). Пока все ему прочили пост руководителя района,  он отнекивался. И правильно делал", - сказал один из членов правительства Ленобласти.

- Конечно же я был в курсе, закон ведь разрабатывался ещё прошлым летом. Лично я считаю, что он правильный. Руководители поселений лучше знают территорию. Но не забывайте, что мы живём в России, лучше ничего не предугадывать наперёд, - посоветовал Сергей Гармаш.   

Юлия Гильмшина,
47news