"Единая Россия" больно проиграла битву за совет депутатов в посёлке Морозовка Всеволожского района Ленобласти. Так бывает, когда происходит внутренний раскол в партии власти. Так будет в сентябре-2016, если праймериз ЕдРа пройдёт формально и победят не те, в кого верят. В том числе и народ.

Посёлок имени Морозова Всеволожского района Ленинградской области, названный в честь революционера Николая Морозова, оправдал своё имя. По предварительной информации, выборы, прошедшие там в воскресенье, 14 февраля, оказались фатальны для "Единой России". Данные на утро 15 февраля говорят о том, что партия власти взяла два мандата из пятнадцати, столько же досталось либерал-демократам, а основной пакет из одиннадцати кресел отошёл самовыдвиженцам.

Возможно, голосование подвергнется пересчёту и протоколы, подписанные в участковых избирательных комиссиях (УИК), в вышестоящей избирательной комиссии муниципального образования (ИКМО) к вечеру будут иметь несколько иной вид. Правда, скорее всего, результат если и поменяется, то в лучшем случае процентов на пятнадцать и факта проигрыша ЕдРа это не отменит.

Фиаско партии власти не изменит политическую картину Ленобласти, ведь на муниципальных выборах в сентябре 2014 года ЕдРо взяло 83% и один непровластный посёлок, даже вдобавок к свободным от единороссов Горбункам, на фоне остальных двухсот ничего не значит.

Зато произошедшее имеет важное значение в свете масштабирования предстоящих выборов в Законодательное собрание и Государственную думу.

Если немного отмотать предвыборную плёнку до осени-2015, выяснится любопытная деталь. Когда распался совет депутатов в Морозовке, образовалось две команды. Условно одну из них можно назвать сторонниками бывшего главы поселения Юрия Комарова, а вторую — его же предшественника Дениса Захарова.

В 2014 году оба шли в списке ЕдРа, и обоих, как говорят, вёл один и тот же снискавший славу главного политтехнолога Ленобласти Алексей Ломов. История вряд ли ответит на вопрос, кто виноват в последовавшем через год расколе. Приверженцы Захарова обвиняли Комарова в попытке незаконно выделить участок под базу отдыха, а в обратную сторону, Захарову указывали на желание расширить за бюджетный счёт ледовую арену "ХОРС", к которой он имеет непосредственное отношение.

Одно известно наверняка: после объявления даты выборов в конце 2015 года спешно была назначена и дата праймериз. Внутрипартийное предварительное голосование ЕдРо проводит на выборах любого уровня, формально заявляя о цели выискать лучших кандидатов, на которых укажет народ. Комарова и его последователей исключили из единороссовских соревнований, в связи с чем они писали гневные жалобы в партийные инстанции, в том числе секретарю регионального отделения Сергею Бебенину.

В группу приверженцев Комарова входила и подгруппа сотрудников ФГУП "Завод имени Морозова". Это градообразующее предприятие с 1000 работниками, от которого, по сути, зависит, жизнь, если учесть жён/мужей/детей/родителей, примерно трети от 8500 избирателей. Заводчане не скрывают членства в ЕдРе, единороссом является в том числе директор Владимир Джуманиязов.

Комарову и заводчанам ничего не оставалось, кроме как подать документы в качестве самовыдвиженцев. Их всех даже зарегистрировали, впрочем, через пару недель под формальным предлогам сняли семерых, бывших в распустившемся парламенте депутатами.

Ко дню голосования осталось две группы противников: единороссы "захаровцы", выдвинувшиеся от партии власти, и единороссы "заводчане", выступающие самовыдвиженцами.

Внутренний партийный раскол не интересовал ни секретаря Бебенина, ни политтехнолога Ломова, которого неразрывно связывали с командой Захарова. В середине дня Ломов даже делал свой прогноз для 47news, уверенно заявляя, что от 8 до 12 избранников в новом составе будут представлять Захарова. Правда, на всякий случай Ломов, которого журналист 47news видел как на пороге морозовских УИКов, так и входящим в ИКМО, всячески настаивал, что не имеет отношения к предвыборной кампании.

Не повлияли на задействованных в процессе и сигналы о том, что единороссы-самовыдвиженцы, по сути, превратились в оппозиционеров. Они, к примеру, круглосуточно караулили здание ИКМО. Как выяснилось позже, не зря, ведь в одно утро прямо за домом сожгли остатки бланков, весьма похожие на бюллетени

Этот инцидент, по сути, и стал одним из роковых в кампании. Он привлёк не малое количество независимых наблюдателей, в том числе из федерального "Голоса" и петербургской организации "Наблюдатели Петербурга". Общественность вкупе со всевозможными активистами и представителями кандидатов почти открыто обвиняла ИКМО в том, что его сотрудники успели подменить около 500 бюллетеней с досрочного голосования. Разнервничавшись, члены ИКМО заклеили конверты, в которые помещаются бланки, скотчем. 

Дальше покатилось по наклонной. В день выборов УИКи, состоящие из заводчан, признали досрочку недействительной, чем, скорее всего, выбили полтысячи голосов у противников. ИКМО, состоящее из близких к Захарову лиц, отменило решение УИКов, пригрозив уголовной ответственностью. Уже после начала подсчёта голосов УИКи выпустили ещё одно решение, суть которого сводилась к мысли: "вы нам тут не указ, а командовать может лишь Леноблизбирком". И уточнили: за фальсификацию дают семь лет.

На словах было сказано примерно следующее: "Вы нам всю предвыборную кампанию что говорили? Не нравится - идите в суд. Так вот теперь, если не нравится, идите в суд".

По факту же получилось, что популярные и имеющие ресурс единороссы, формально скрывающие свою партийную принадлежность — явление для системы власти ещё более страшное, чем просто оппозиционеры. По большому счёту, в Морозовке мы увидели маленькие симптомы большой болезни, ведь народ, когда на него не давят и не сильно регулируют процесс волеизъявления, голосует против партии власти.

Политтехнолог Алексей Ломов никак не прокомментировал произошедшее, в его телефоне лишь играет мелодия "Слышу голос из прекрасного далёка..." Больше всех, кажется, радуется руководитель ЛДПР Ленобласти Андрей Лебедев. "Эти выборы показали, что фальсификация, к которой привыкли за последнее десятилетие, может и не пройти. Уверен, если подобное голосование повторится в сентября, ЛДПР наберёт не менее 20%", - сказал Лебедев.

Кстати, накануне выборов один из предвыборных роликов предсказывал, что в случае отсутствия мухлежа с досрочкой команда Захарова получит 10%. Получилось 13%. Сбудется ли прогноз Лебедева, узнаем через семь месяцев.

Юлия Гильмшина,

47news