Выборы в Горбунках обнажили скелеты в правительстве Ленобласти. Борьба вице-губернатора Сергея Перминова за доказательства бесполезности Константина Патраева привела к результату - "Единая Россия" получила по нулям. Заодно ломоносовские муниципалы преподали урок независимости. Партии власти пора послушать группу "Чайф".
 
Досрочные выборы совета депутатов деревни Горбунки Ломоносовского района завершились с грандиозностью, достойной вхождения в провинциальную историю эпохи Владимира Путина. После предварительных подсчетов, по состоянию на 8 утра 19 мая, 8 мандатов из 10 заняла "Справедливая Россия", 1 — ЛДПР, 1 — самовыдвиженец.
 
Если анализировать в контексте известной мелодии группы "Чайф", горбунковский вариант поется так: "Ямайка - Аргентина: 10:0".
 
Согласитесь, если бы к концу подсчета голосов в Горбунках по репродукторам прозвучал текст этой песни, который каждый, наверняка, слышал много раз, единороссам трудно было бы не подпеть:
 
"Сегодня солнце зашло за тучи,
Сегодня волны бьют так больно.
Я видел, как умирала надежда Ямайки,
Моя душа плачет".
 
Возможно, ситуация изменится к вечеру 19 мая, в случае, если Леноблизбирком согласится провести повторный подсчет голосов. Кардинально на общий итог это вряд ли повлияет — лишь в нескольких случаях эсеры обогнали единороссов на 2-3 голоса, которые в теории можно отбить в процессе перекладывания документов из одной стопки в другую.
 
Картина могла быть благоприятней, если бы не сотня испорченных бюллетеней. Недействительными они стали по одной и той же причине — пять галочек в них были проставлены за одних и тех же кандидатов от "Единой России", была и для верности шестая. Как появились эти галочки, в процессе расклада бюллетеней на столах или в результате демарша, действующие лица, скорей всего, умолчат.
 
Странностью кажется и другое — почему в последние 10 лет "Единая Россия" использовала все средства для достижения результата, а в Горбунках произошла аномалия.
 
Во вторник, когда губернатор Александр Дрозденко вернется из Архангельска, предстоит громкий разговор на эту тему. Кабинет у него большой, огражден приемной, потому нецензурные выражения до коридора не долетят.
 
Сама по себе деревня Горбунки, даже с учетом того, что главой администрации в итоге станет оппозиционер Дмитрий Фалалеев (большинство новых депутатов — его соратники), главу региона волновать не будет. Впереди одна дата, от которой зависит целостность королевства на Суворовском, 67 — 14 сентября, когда в 196 муниципальных образованиях выберут 2192 депутата.
 
Если экстраполировать политический итог Горбунков на почти двести таких же выборов, выйдет не просто фиаско, а русское слово из четырех букв, на иностранном языке обозначаемое как epic fail.
 
На этом месте во избежание кривотолков на сцену требуется вывести политический труп. Формальных ответственных может быть двое: секретарь ломоносовского отделения "Единой России" Виктор Иванов и первый вице-губернатор Константин Патраев. Последний контролирует выборы, внутреннюю политику и Ломоносовский район.
 
 
Во избежание трескучего проигрыша обоих можно снять с постов, выдать волчий билет в виде подписи на заявлении по собственному желанию, и сделать вид, что проблемы нет. Обоим можно найти быстро замену, скажем, Патраева заменить председателем комитета по местному самоуправлению Михаилом Лебединским, который и так отвечает за подготовку к выборам.
 
Но, если проанализировать политическую ситуацию изнутри регионального правительства, можно понять, что любые подобные действия сейчас будут самообманом.
 
Это помогло бы только в том случае, если бы проигрыш партии власти в Горбунках был результатом случайности. Но он, похоже, закономерен. Многие ответственные лица в правительстве уверены, что это итог конфликта между двумя заместителями губернатора — политическим вице-губернатором Константином Патраевым и аппаратным Сергеем Перминовым.
 
Считается, что изначально Перминов метил на должность первого зама, но туда уже назначили Патраева, за которым якобы стояла, по одной из версий, администрация президента, по другой — миллиардер Андрей Молчанов. Кандидатура Патраева была удобна еще и в связи с его не склонностью к каким бы то ни было политическим интригам, от которых так устал муниципальный истеблишмент за время работы вице-губернатора Александра Кузнецова. Сам Перминов вынужден был пройти скучный путь от председателя комитета правового обеспечения и контроля до вице-губернатора — руководителя аппарата губернатора и правительства.
 
Как и в любой системе координат, любая неудача Патраева бурно обсуждалась в аппарате Перминова. Особенно по-началу, когда ему не удавалось побороть противодействие со стороны ломоносовских депутатов и провести на пост главы администрации района Михаила Козьминых.
 
Выборы в Горбунках были лакмусовой бумажкой, которая должна была показать, каков потенциал у тех, на кого будет опираться глава региона в сентябре. Как писал 47news ранее, ситуация вокруг совета депутатов больше напоминала сценарий сериала "Игра престолов". Заместителям районной администрации, Дмитрию Щеглову и Алексею Кондрашову, выгодно было бороться не за "ЕдРо", а за свое будущее. Сергею Перминову было выгодно доказать, что Константин Патраев не может добиться результатов на выборах.
 
Глобально задача решена была, правда, с небольшой накладкой — пока единороссы боролись друг с другом, мандаты отошли эсерам. Каким способом была она решена, покрыто туманом. Обвинять кого-либо из действующих лиц в том, что они нарочно не целились на результат, бессмысленно. Однако, в эту схему как раз вписываются те 100 бюллетеней, которые были признаны недействительными.
 
На поверхность всплывает понятийное "предательство" и информация об отсутствии единства, ведь партия власти не смогла выставить в Горбунках десятку кандидатов.
 
Далее следует политическое одиночество, в котором, скорее всего, останутся двое — Дрозденко и Перминов. Характер руководителя аппарата такой, что с ним нет желания пересекаться подавляющему большинству фигур областного правительства. Перспектива быть символически умерщвленным только потому, что приблизился к телу губернатора, вряд ли обнадеживает региональных чиновников. Список тех, кому он успел перейти дорогу впечатляет, и его легче описать словами "почти все". Заметим, все вышеизложенное не домыслы журналиста, а впечатление от бесед с десятками не последних лиц на Суворовском.
 
Помимо войны между кланами, есть и другая трудность, которую обнажили Горбунки. Бороться за "ЕдРо" не стали муниципальные власти в лице и.о. главы администрации района Василия Хорькова и замглавы администрации Алексея Кондрашова. Не выложиться по полной им позволила изрядная доля независимости, которой сейчас обладают муниципалы.
 
Если умножить эту независимость на 196 муниципальных образований, снова получится минус.
 
Если же правительственная система в 47-м регионе соберется, на первый план при подготовке к выборам выйдут не поиски виновных, а переговоры или, скорее, уговоры заинтересованных сторон. Тем более, что время, когда для победы было достаточно административного ресурса, прошло. Сегодня ни руководители полиции, прокуратуры, Следственного комитета, ни, тем более судейский корпус, не готовы рисковать за то, чтобы любым способом снова поднимать партию власти на пьедестал.
 
 
Юлия Гильмшина,
47news