Через пункт пропуска в Светогорске Пентагон получал детали от советских зенитно-ракетных комплексов. На стороне России запчасти искали четверо бывших военных из Петербурга. Товар был предназначен друзьям США, которые раньше были нашими друзьями. Мы поставляли братским народам "Буки", "Кубы" и "Тереки".

Выборгский городской суд 10 декабря рассмотрит дело петербуржца Сергея Кабанова. Его обвиняют в хищении оружия и участии в организованной группе для переправки его за границу. Чуть ранее, в ноябре нынешнего года тот же суд приговорил организатора группы Владислава Панина к 3,9 года колонии строгого режима.

Его задержали на российско-финляндской границе в городе Светогорске Выборгского района Ленобласти. Под видом газового оборудования он вез часть передатчика для зенитно-ракетного комплекса "БУК-М1", блок-передатчик станции наведения и целеуказания зенитно-ракетного комплекса "Куб", а также два высокочастотных усилителя для станции обнаружения "Терек". Только за запчасть к БУКу группа планировала выручить 9 тысяч долларов. Его товарищей по промыслу, Юрия Сарычева и Геннадия Попова, Выборгский суд приговорил к 5-ти и 6,6 года соответственно.

"Бук-М1", по классификации НАТО — Grizzly - разработан в 1994—1997 годах. Предназначался для защиты войск и объектов при располoжении их на месте и в хoде наступательных (оборонительных) действий от ударов самолетoв, вертолетов и крылатых ракет. "Куб", по классификации НАТО — Gainful (Выгодный) — советский зенитно-ракетный комплекс войсковой ПВО. Годы разработки с 1958 по 1965. "Терек" — по классификации НАТО — Spoon Rest D — мобильная двухкоординатная радиолокационная станция кругового обзора метрового диапазона волн. Начало эксплуатации 1971 год.

Суть коммерции заключалась в поиске и скупке запчастей высокоточного оборудования для морально устаревшей боевой техники советского образца. Затем ее переправляли в Финляндию, где товар отправлялся в адрес двух иноземных фирм: WPS и Acacia group. По данным контрразведки, конторы базируются в штатах Джорджия и Алабама США. Дальнейший путь деталей известен из показаний подсудимых. Здесь отметим, что организатор группы, Владислав Панин, заключил досудебное соглашение и откровенно рассказал о схеме сотрудничества.

Из его показаний выходит, что детали у него покупали аффилированные с Пентагоном коммерческие конторы. Затем, аккумулированные и, казалось бы, никому не нужные приборы распределялись по так называемым дружественным группировкам в Сирии, Ливии, Ираке и Иране, которые используют военную технику времен дружбы СССР с этим регионом. Детали приобретались на толкучках и оборонных предприятиях, а также скручивались с техники на территории заброшенных и не охраняемых воинских частей РФ.

Про мужчин известно, что они бывшие военные, всем за 50 лет. Живут в скромных квартирах в Петербурге. Организатор группы петербуржец Владислав Панин когда-то работал в ГУП "Пассажиравтотранс". Юрий Сарычев из села Соседка Пензенской области. Геннадий Попов родом из Барнаула, в трудовой книжке имеет запись: "Санкт-Петербургский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова Российской академии наук". Четвертый подсудимый, Сергей Кабанов, из Костромы.

"Названные вами радиоэлектронные компоненты являются одними из ключевых в аппаратуре обнаружения, опознавания и сопровождения целей зенитно-ракетных комплексов "Бук", "Куб" и не которых других. Зарубежные аналоги этих компонентов не позволяют создавать необходимую конфигурацию радиоэлектронных импульсов, поэтому без них комплексы неработоспособны. Каждое такое изделие работает несколько сотен часов, после чего его необходимо заменять. И кстати, все изделия имеют уникальные серийные номера, по которым можно проследить не только производителя, но и получателя, в чей адрес они отгружались", - поделился с нами знакомый подполковник запаса.

Политолог, публицист и востоковед Борис Подопригора прокомментировал 47news обыденность ситуации. "Торговля оружием всегда кем-то санкционирована. Сколько бы ни говорили об оружейных баронах, их деятельность невозможна без прикрытия. Здесь не бывает такого, что, мол, бизнес и ничего лишнего. Такие сделки в целом индивидуальны, но всегда проходят под патронажем государства-заказчика".



Виктор Смирнов,

47news