На рынок отходов Ленобласти может повлиять отставка председателя петербургского комитета по природопользованию Валерия Матвеева и отмена технологического регламента. Строители, как, например, московский "СПЭЛЛ", потерявший два миллиарда, довольны. Другие считают, что контроль будет потерян и менять нужно систему.
С 18 августа председатель комитета по природопользованию Санкт-Петербурга Валерий Матвеев покинул свой пост. Этот факт напрямую касается Ленинградской области, ведь примерно 90% всех твердых бытовых отходов (ТБО), попадающих на свалки 47-го региона, производятся в Петербурге.
Как стало известно 47news, добровольный уход с поста Матвеева, входящего в официальную тройку самых богатых чиновников Смольного, не единственное событие, грозящее изменить правила игры в отрасли. В конце июля городская прокуратура направила в суд иск о признании незаконным нормативного правового акта — технологического регламента по обращению со строительными отходами. Еще в марте надзор вынес представление вице-губернатору города Албину, требуя устранить нарушения закона в этом правовом акте, однако меры приняты не были.
Процедура согласования технологического регламента действует в Санкт-Петербурге с мая 2003 года, по распоряжению городского правительства. В городе согласование с профильным комитетом необходимо всем образователям ТБО: при строительстве или сносе зданий, ремонте строений, прокладке и реконструкции дорог и при прочих работах. В разрабатываемых регламентах указывается, сколько и каких отходов намерен провести образователь и на каких полигонах в Ленобласти их разместить. Из всех регионов страны, подобная процедура есть только в городах федерального подчинения - Москве и Петербурге, вероятно потому, что размещать ТБО им приходится исключительно на территории соседних субъектов.
В прокуратуре согласились с мнением нескольких игроков рынка, которые считают, что регламент противоречит федеральному закону "Об отходах производства и потребления". Кроме того, надзор уверен, что в Петербурге процедура нарушает права хозяйствующих субъектов. Например, несвоевременным рассмотрением поданных документов и незаконным истребованием лишних бумаг. Также, оценка петербургским комитетом деятельности предприятий на территории Ленобласти нарушает компетенции исполнительных властей субъектов федерации.
Мнения игроков областного рынка ТБО, опрошенных 47news, разделились. Часть считает возможную отмену технологического регламента необходимой и называют схему коррупционной. "В комитете по природопользованию Петербурга образователям отходов настоятельно рекомендовали список конкретных полигонов, где нужно размещать ТБО. Согласование регламентов с площадками таких компаний, как "Профспецтранс", "Дубль-В", "Петроэкосервис", "ЦБИ Гепард" и некоторых других проходило легко и быстро. А вот не рекомендованным затягивали и отказывали по каким-то нелепым поводам. Например, в отказе просто писали - "невозможность приема отходов получателем", а подписывал отказы не председатель комитета и не заместители, а советник председателя Дударев", - возмутилась генеральный директор ООО "Империал Эко" Мария Хомутова.
По ее мнению, именно лоббирование комитетом по природопользованию определенных полигонов способствовало появлению массы несанкционированных свалок ТБО вокруг мегаполиса. "Некоторые из рекомендованных площадок расположены очень далеко от города. Например у "Профспецтранса" полигон в Волосовском раойне, а у "ЦБИ Гепард" - в Выборгском. Транспортировщикам значительно выгоднее высыпать мусор на несанкционированной свалке в нескольких километрах от Петербурга и купить поддельные справки, чем везти отходы на такие растояния", - объяснила Хомутова.
Математика не сложная. Стоимость транспортировки одного кубического метра грунта на один километр, для клиента составляет 9-12 рублей. Таким образом, если отправить машину со стандартными двадцатью "кубами" грунта по средней цене 10 рублей/куб на 10 километров, нужно заплатить перевозчику 2000 рублей. А если на пятьдесят километров — уже до 10 000 рублей. Рытье котлована для современной многоэтажки может занимать три месяца. Каждый день со стройки будут выезжать порядка 50-и машин. Сумма экономии впечатляет: в день на вывозе грунта можно экономить до 400 тысяч рублей, в месяц — до 12 миллионов.
После рытья котлована, начинаются сами строительные отходы. Средняя многоэтажка выдает 6-10 машин строительного мусора в смену, строительство может занять до года. Стоимость транспортировки и размещения такого мусора значительно выше, чем грунта. В общем — Клондайк.
По словам представителя крупной московской строительной компании "СПЭЛЛ" Сергея Бородкина, в процедуре согласования технологического регламента на размещение отходов вообще нет никакого смысла, помимо теневого. Ведь неприятности "СПЭЛЛа" на рынке Сантк-Петербурга, приведшие к разрыву госконтрактов на два миллиарда рублей, начинались именно с регламентов. "В сентябре 2014 года комитет по природопользованию благополучно согласовал нам регламенты по контракту на инженерно-транспортное обеспечение квартала 16 севернее улицы Новоселов. Но уже в декабре приостановил их действие без объяснения причин, хотя процедура приостановки действия уже согласованного регламента в правилах отсутствует. Этот также нелепо, как, например, отменить результаты проведенной государственной экспертизы. Отмена согласованного регламента дала городскому комитету по строительству формальный повод разорвать с нами контракт и не оплачивать уже выполненные работы. Мы потеряли свыше 56-и миллионов рублей", - рассказал Бородкин.
По его личному мнению, причиной приостановки регламентов стало нежелание "СПЭЛЛА" работать с рекомендованным комитетом ООО "Экотранс".
Есть у процедуры технологического регламента и сторонники. Так, экс-председатель экологического совета при губернаторе Ленобласти Максим Боганьков считает, что эта процедура — единственный действующий механизм контроля над производителями отходов и было бы хорошо ввести такую же на территории 47-региона. "Сейчас за судьбу вывозимых ТБО отвечают только очень крупные компании, заботящиеся о своей репутации. Очевидно, что остальных интересует только экономия. Я лично согласовывал регламенты в комитете и не заметил никакой коррупционной составляющей. Вот задержки действительно были. Если при прежнем председателе Голубеве все работало как часы, то при Матвееве — долго", - отметил Боганьков.
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что и отмена технологического регламента и его сохранение глобальную картину не изменят — несанкционированные свалки в пригородных районах Ленинградской области по прежнему будут расти как грибы. Помочь может лишь кардинальное изменение системы. Так, Боганьков не раз предлагал оплачивать перевозчикам ТБО их услуги только по факту прибытия машины на полигон, однако областное правительство эту инициативу так и не рассмотрело.
В комитете по природопользованию Санкт-Петербурга сообщили, что рассмотрение иска прокуратуры назначено в суде на 10 сентября. "По результатам судебного заседания мы будем готовы предоставить комментарий",- пообещали в ведомстве. Вопрос корреспондента 47news о наличие списка рекомендованных полигонов в комитете оставили без внимания.
Артем Шалякин,
47news