В правительстве Ленобласти считают, что с января смогут контролировать утилизацию опасных отходов. Ведь перевозчиков будет лицензировать Росприроднадзор. Эксперты уверены — незаконные свалки не исчезнут. Решить проблему можно оригинально — вообще не платить перевозчикам.

Пресс-служба областного правительства сообщила, что с наступлением 2016 года в Ленобласти  смогут контролировать потоки твердых бытовых отходов, поступающих из Санкт-Петербурга. То есть как минимум значительно уменьшить число  несанкционированных свалок, постоянно появляющихся  на территории региона.

Оптимизм исполнительной власти связан с изменениями в федеральном законодательстве. С 1 января 2016 года вступают в силу поправки в 458-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Согласно им, деятельность по сбору, транспортировке, утилизации, размещению отходов I - IV класса опасности подлежит лицензированию. Последние три года лицензии на сбор и транспортировку не требовались. То есть лицензировались только операторы полигонов ТБО, размещающие и обезвреживающие опасные отходы, а вот перевозить их мог  фактически любой желающий. Никаких специальных требований к используемому перевозчиками транспорту или к квалификации персонала с 25 июня 2012 года не предъявлялось.

Теперь лицензированию вновь будет подлежать любая работа с отходами I-IV класса опасности. Пятый класс, практически совершенно безопасный, под действие изменений не попадает.

"Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые собирают, транспортируют, обрабатывают, утилизируют отходы I-IV класса опасности обязаны получить на это лицензию до 1 января 2016 года. Юрлица, имеющие лицензию на размещение и обезвреживание отходов, вправе переоформить ее на новую. Лицензии на размещение и обезвреживание, выданные до 1 июля, сохранят свое действие до 1 января 2019 года",- заявил председатель комитета государственного экологического надзора Евгений Андреев.

В Управлении Росприроднадзора по СЗФО корреспонденту 47news подтвердили,  что именно это ведомство будет выдавать новые лицензии. "Будет выдаваться единая лицензия, в которой уточняется, какую именно деятельность с опасными отходами  может совершать данное юрлицо. Если компания имеет собственный полигон для размещения и утилизации и собственный спецтранспорт, то сможет пройти процедуру и получить комплексную лицензию на все виды деятельности",- пояснили в пресс-службе управления.

Впрочем, какой будет сама процедура лицензирования, в Роспотребнадзоре пока не уточняют. Проект еще находится на утверждении в Минприроды. Хотя понятно, что именно Росприроднадзор будет и отбирать лицензии у недобросовестных перевозчиков мусора. "Да, если будут зафиксированы грубые нарушения, мы сможем инициировать процедуру отзыва лицензии",- согласились в природоохранном ведомстве.

Эксперты-экологи полагают, что данная мера может стать первым шагом  в регулировании плохо контролируемого рынка утилизации отходов в Ленобласти. Впрочем, о наведении полного порядка в этой отрасли говорить преждевременно.

"Я всегда высказывался за повторное введение лицензии на транспортировку опасных ТБО. В Ленобласти часто можно встретить картину — едет какой-нибудь трактор, из прицепа разлетается мусор. После отмены лицензии возили на чем угодно, чуть ли не на "жигулях". Разумеется, если транспортировщик будет бояться потерять лицензию, таких случаев будет значительно меньше",- прокомментировал ситуацию экс-председатель экологического совета при губернаторе Ленобласти Максим Боганьков.  

Однако для решения главной проблемы отрасли — незаконных свалок отходов в областных лесах - введения лицензий будет недостаточно. По мнению Боганькова, исправить ситуацию можно только в том случае, если транспортировщик будет получать деньги за свои услуги в конечной точке маршрута — на полигоне ТБО. "Экологический совет не раз предлагал областному правительству ввести такие изменения. К сожалению, дальше обсуждений дело не пошло",- сказал Боганьков.

Суть идеи проста. Сейчас перевозчики заключают договор и получают деньги от заказчика после сбора и вывоза мусора. То есть заказчик фиксирует факт — мусор вывезен, подписывает исполнителю акт и оплачивает услуги. Куда вывезены отходы, его не волнует. Недобросовестным перевозчикам выгодно получить деньги, но не везти мусор на десятки километров к полигону ТБО, а сильно сэкономить и свалить его в ближайшем лесу.

Предлагаемая  Боганьковым процедура предусматривает, что заказчик не оплачивает сбор и вывоз исполнителю. Всю сумму получает точка приема отходов, которая оставляет себе часть денег за размещение и обезвреживание отходов, а остальные перечисляет перевозчику. Оплата происходит по факту прибытия на полигон транспорта с мусором. То есть, если транспорт на полигон не прибыл, то и денег перевозчик не получит. "За бесплатно возить никто не захочет, а значит и незаконные свалки перестанут появляться",- пояснил Боганьков.

Об одном из наиболее ярких примеров, иллюстрирующих ненадежность существующей схемы, 47news писал в ноябре прошлого года. Тогда в областную "Управляющую компанию по обращению с отходами" (УКОО) пришли сотрудники Следственного комитета по Петербургу. Следователей заинтересовал контракт, заключенный гендиректором УКОО Денисом Фликовым с компанией "Хоккейный город", по которому управляющая компания должна была разместить на рекультивируемом областном полигоне ТБО "Волхонка" 225 тысяч кубических метров грунта со строительной площадки. Однако правоохранители не исключили, что грунт, относящийся к IV классу опасности, так и не покинул территорию города и оказался на несанкционированной свалке на улице Коллонтай. При этом незаконная экономия могла составить около 90 миллионов рублей.

Позже Денис Фликов был снят с должности и  осужден на 2,5 года условно. Но уже по другому обвинению — во взятке  в 300 тысяч рублей. О  результатах проверки по исполнению контракта УКОО с "Хоккейным городом", в пресс-службе петербургского Следственного комитета обещали сообщить позже.

Артем Шалякин,
47news