Первый вице-губернатор и полицейский Главк выслушали жителей Светогорска на предмет бандитизма. Разговор об ОПГ перешёл к личности Константина Патраева и чуть не дошёл до Карла Августа. А вот приехавшего кандидата в губернаторы Перминова могут поставить на счётчик.
- Дядя, - протянул из зала годовалый Данечка, обращаясь к первому вице-губернатору Константину Патраеву, который со сцены дома культуры Светогорска приветствовал собравшихся.
- Дя-д-дя, - несознательный чиновник даже не повернулся в сторону юного гражданина, потому у того не оставалось иного выхода, кроме как захныкать. Мама Данечку унесла, а папа и бабушка остались.
Спокойствие приграничного города в конце июня нарушили сообщения правоохранительных органов о выявлении преступной группировки. По мнению полиции, а также местных жителей, с которыми общался 47news, не менее трех человек в течение длительного времени занимались "крышеванием" местных бизнесменов. В частности, по мнению следствия, под предлогом оказания охранных услуг вынуждали заключать долгосрочные договоры с подконтрольным им частным охранным предприятием "Приоритет". Возбуждены уголовные дела по 3 фактам преступной деятельности, двое подозреваемых, Алишер Едгоров и Павел Кутлухузин, заключены под стражу. Организатором сбора денег с бизнеса следствие считает 40-летнего Аслана Аллахвердиева. Его разыскивают.
Во вторник, 14 июля, в Светогорск приехал человек, который, с одной стороны, является местным жителем и знает там всех, с другой, представляет власть субъекта. Город дождался первого вице-губернатора Константин Патраева, с 1997 по 2002 годы руководившего им, а сейчас курирующего Выборгский район. Также приехал замначальника полиции петербургского Главка, полковник Михаил Ильин. Кстати, его молодость прошла в светогорских програнвойсках.
По местным меркам Константин Патраев — то же самое, что Владимир Путин для Петербурга.
Гражданам предлагалось высказаться на предмет преступности. Либо вслух, либо через записки и обращения, которые можно было передать Михаилу Ильину лично или его четырём бойцам, приехавшим для этого специально.
Впрочем, ажиотажа у жителей встреча не вызвала. В зале было примерно 130 человек, с учётом журналистов как минимум четырёх телеканалов, различных чиновников и их помощников. Для 15-тысячного города получалась явка в 0,86%.
Одетый в серое Патраев, начав со слов "дорогие земляки", вещал о стабильности, о системе "Безопасный город" и о том, что в Светогорске не одна, а четыре охранных фирмы. Десяток женщин, скучковавшихся по правую от него руку, речь встретили дружным гулом (заметим, неодобрительным).
Журналист 47news обрадовался эмоциям, ведь однотонная чиновничья манера говорить способна усыпить.
Одетый в белое председатель комитета правопорядка Сергей Смирнов, десяток лет отдавший службе в ФСБ, щедро улыбался и тоже намекал на спокойствие. Он объявил об отсутствии обращений из Светогорска о наркотиках, мигрантах и безопасностью в целом. "Мы проверили, с начала года поступило 19 обращений, ни одно из них не связано с безопасностью", - чеканил чекист.
прошло 30 минут после начала встречи (фото пресс-службы "СР")
Одетый в голубое прокурор Выборгского района Олег Минаев с долей обиды высказался о том, что к нему ни одного обращения о "Приоритете" не поступало. "Вы поймите, что без ваших заявлений я не узнаю о ситуации", - эту фразу женский уголок встретил фразой "ага", а из середины зала выкрикнули "все вас боятся" и "а то убьют".
Одетый в чёрное Михаил Ильин мимолётом выдал причину приезда VIP-гостей, напомнив, как сотрудники петербургского Главка разбирались с волховскими авторитетами "Мотей" и "Сяпой". Ситуация была упущена настолько, что в металлургический город выдвинули колонну из сотни сотрудников правоохранительных органов. Вероятно, Ильину спокойнее работать впятером, в крайнем случае, если учесть наличие погон сейчас у Минаева и в прошлом — у Патраева и Смирнова, ввосьмером.
"Мои сотрудники с 17 по 19 июля будут работать в городе, им можно отдать заявления. Если есть проблема по обращению жителей в полицию, то хотел бы об этом услышать. Смею вас уверить, если в городе существует вымогательство, оно приостановится, - на этом месте Ильину бурно зааплодировали. - Хотел бы, чтобы вы поняли. Мы, конечно, используем в работе свои оперативные сведения, но без вашего обращения нам сложно реагировать".
Ответную речь от имени жителей произнесла местная активистка и председатель организации "ЭНСО" Зинаида Чеперегина. Она заметила, что количество нарушений в городе таково, что если их все перечислить, то "регламент встречи будет перекрыт".
"Наше поселение находится в состоянии криминальных разборок и запугивания граждан. Мы требуем создать комиссию для проведения расследования всех фактов криминогенного характера, выявления лиц и привлечения к уголовной ответственности", - зачитала с листа Чеперегина, которую можно было узнать издалека по вязаной кофте в полосочку.
В качестве самого яркого нарушения закона было рассказано, как общественность пыталась доказать завышение тарифов на коммунальные услуги, но дело заволокитили.
Сидевшая в той же части зала предпринимательница Салиха Торнева, в элегантном пиджаке в цветочек, через микрофон поведала историю, о которой уже писал 47news.
“Аслан вымогал с меня деньги, полтора миллиона рублей. Я никуда не обращалась, думала, сама справлюсь. Вынуждена была поставить роллеты за 350 тысяч, сигнализацию за 800 тысяч. Потом у меня сожгли две машины, из-за чего могли погибнуть люди. Написала заявление, в ответ мне в полиции похихикали, поулыбались. Я устала и не знаю, что делать, боюсь за жизнь своего сына. И за жизнь дочери. Она была наблюдательницей на муниципальных выборах", - говорила Торнева, остановившись на мысли о том, что "в Германии такого нет" и "все боятся, ничего писать не будут, пока Аслана не найдут".
Торневой аплодировали.
По мысли журналиста 47news, на этом месте слово мог взять Константин Патраев, который с Асланом знаком с середины 90-х годов. Как утверждает молва, два молодых спортсмена (Патраев – к.м.с. по боксу) тогда столкнулись. Аслан был местным заводилой, шумевшим на дискотеке, а Патраев начинал руководить городом и пытался более юного товарища приструнить. Судя по справке из полиции на того же Аслана, он был связан с "казанской" преступной группировкой. В итоге Аслан на некоторое время уехал из приграничного города. Не факт, что благодаря только уговорам.
Но вместо просвещения сограждан Патраев лишь шептался с Ильиным, поворачивая голову то туда, то сюда, периодически сверкая глазами.
Мужчина, представившийся заместителем председателя "ЭНСО", жаловался на наркотики.
- А вы можете нам адреса дать? - спросил прокурор Минаев.
- А мы вам не доверяем, - ответил мужчина.
- Если вы скажете нам адреса, хоть один, мы займёмся, - призывал полицейский Ильин.
- А милиция сама должна знать адреса, - ему не доверяли тоже.
прошёл 1 час после начала встречи (фото пресс-службы "СР")
На этом встречу можно было заканчивать, потому как с темы безопасности перешли к остальным. Константину Патраеву, уже 13 лет формально не имеющему отношения к руководству Светогорска, припомнили проблемы с ремонтом некоего бассейна. Патраев, который однажды наверняка возглавит Министерство спорта, с упоением перечислял, какое количество футбольных площадок, стадионов, спортзалов при нём и с помощью него было открыто в городе.
Судя по длинному списку, дай Патраеву волю, архитектура любого вверенного ему города будет состоять только из спортивных объектов, изредка перемежёвывающихся с фонтанами.
Татьяна Александровна, в белой шляпе с полями, жаловалась, как местный депутат Исаев хочет лишить её водопровода, потому что "у него в прокуратуре всё куплено". Галина Карцева возмущена наличием монополизма в сфере ЖКХ. Владимир Павлов из Рощино прокричал о том, как при Патраеве исчезали сельские леса. Женщина с бантиком на кофточке недовольна тем, что соседняя Иматра развивается, а Светогорск нет. "Не орудует ли здесь пятая колонна? Может, американцы хотят, чтобы мы вышли на улицу?" - сделала вывод она. Несколько человек переживали за судьбу ДК, в котором находились, точнее, за облупившуюся краску на фасаде.
Журналисту 47news уже привиделось, как начинают рушиться стены и падает люстра. Справедливости ради стоит отметить, что на люстре явно не сэкономили, а сам ДК, по уровню внутренних убранств, самый впечатляющий из нескольких десятков, в которых корреспонденту приходилось бывать.
Часовой разговор о плохих автобусах и нескошенной траве хуже всего давался Смирнову. Хоть и бывший чекист, у него не получалось скрыть разочарования, в глазах читалось риторическое "Что я здесь делаю?" Ильин держался лучше, по крайней мере, выражение его лица говорило о попытке вникнуть в услышанное, а периодически он обещал взять что-нибудь на контроль и провести проверку.
прошло 1,5 часа после начала встречи (фото пресс-службы "СР")
- Давайте не уходить в сторону, - практически умолял Смирнов зал.
- А почему господин Патраев сидит и смеётся? - возмущался, в свою очередь, зал, не давая чиновнику, итак славящемуся вечно суровым взглядом, хоть на минуту отойти от образа.
- И вообще, мы боимся Патраева, - кричали из одного и того же угла.
Пообщавшись с соседями по залу, корреспондент 47news выяснил, что среднее время, когда любой знакомый Патраева его боялся — от полугода до трёх лет. Можно было организовывать кружок.
Женщина в шляпе продекламировала поэму Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
Для разрядки ситуации Патраев мог бы ответить стихами Владимира Маяковского, на которого чрезвычайно похож внешне: "Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер". Но, конечно, не стал.
Под конец Патраеву начали предъявлять претензии за последние двадцать лет, на что он лишь коротко отвечал, что любое другое муниципальное образование позавидовало бы уделяемому вниманию со стороны областного правительства. Если бы разговор продлился, можно было дойти до призвания Патраева к ответственности не за банальные 20 лет, а за всю 128-летнюю историю, начиная со времён сына барона Карла Августа Стандершёльда, Ади, основавшего посёлок, из которого и вырос Светогорск.
Во втором ряду молча просидел кандидат в губернаторы, лидер областных эсеров Александр Перминов.
- Все выступающие — члены "Справедливой России", - подошёл после встречи Патраев к Перминову.
- Лидер партии Миронов взял на заметку ситуацию с сожжёнными машинами наших кандидатов, потому я и приехал. Мне нужно отчитаться, как и что, - не стал ввязываться будущий кандидат.
- Одна из машин сгорела на площадке, принадлежащей моему сыну. У него пострадали материалы на 500 тысяч рублей. Естественно, он бы не стал брать на стоянку этот злосчастный автобус, если бы знал, что он будет подожжён. Сын тоже занимался агитацией, получается, по поводу ущерба в 500 тысяч рублей я точно также вам могу предъявить претензию, - рассуждал Константин Патраев, то и дело жестикулируя руками.
На этом моменте журналист увидел в глазах Перминова испуг.
- Кстати, может ведь, Саня, ещё и на счётчик поставит, - вмешался корреспондент 47news.
Отъезжая, Михаил Ильин рассказал, что у него на руках три письменных обращения. К тем трём устным, что были в зале, это уже шесть.
Зато никто не хныкал.
Юлия Гильмшина,
47news